Клапан вентиляции картерных газов (PCV): где находится и как работает клапан КВКГ. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.

2023-05-05

ru-RU

Компания Лат

Обратный звонок
Клапан вентиляции картерных газов (PCV): где находится и как работает клапан КВКГ
 

Что такое клапан вентиляции картерных газов

Автор: Дмитрий Ефимов

PCV – клапан вентиляции картерных газов (КВКГ), который принимает непосредственное участие в контроле давления масла двигателя. Кроме того, механизм выполняет принудительную вентиляцию картерных газов в ДВС и осуществляет очистку от смазки.
Логотип компании

Содержание:

  1. Где находится клапан PCV
  2. Как работает клапан вентиляции картерных газов
  3. На что влияет работа клапана PCV
  4. Клапан вентиляции картерных газов: неисправности
  5. Как проверить клапан PCV
  6. Стоит ли глушить PCV
  7. Сколько служит клапан КВКГ
  8. Замена клапана PCV

Несмотря на свой компактный размер, клапан PCV является важной деталью, которая оказывает непосредственное влияние на производительность силовой установки. При этом механизм минимизирует риск перерасхода и утечки моторного масла. Неисправность узла может доставить автовладельцу существенные проблемы. Правильно проведенная диагностика автомобиля позволяет избежать лишних затрат на восстановление работоспособности ДВС

image2.png

Где находится клапан PCV

Место установки клапана вентиляции картерных газов может существенно отличаться в зависимости от модификации двигателя. В большинстве случаев деталь встроена в корпус клапанной крышки, но есть модели, где элемент устанавливается отдельно. Последний тип чаще всего используют такие автопроизводители, как Volkswagen и BMW.

Найти клапан КВКГ можно по отходящей тонкой трубке, которая подключена к воздуховоду на промежутке между дросселем и коллектором. Это довольно компактное устройство, которое отличается в разных моделях двигателей.

image6.png

Как работает клапан вентиляции картерных газов

В конструктивном плане PCV представляет собой клапан пропускного действия, который состоит из корпуса, подвижного элемента и двух патрубков. Что касается встроенных моделей, то их выходное и входное отверстие перекрывается плунжером. Они оснащены маслоотделительной мембраной. Чтобы предотвратить самовольное перемещение запорного механизма, внутри устанавливается пружина.

Принцип работы клапана вентиляции картерных газов основан на перепаде давления. За счет этого механизм может находиться в 4 положениях:

  1. Закрытое. Клапан полностью закрыт на выключенном двигателе. Уровень давления и количество проходящих газов равно нулю.
  2. Приоткрыт. Положение характерно для холостого хода мотора. В этом случае разряжение в коллекторе высокое, а количество проходящих газов минимальное.
  3. Нормально открыт. Наблюдается на средних оборотах. Показатели разряжения и давления на входном отверстии средние.
  4. Полностью открыт. ДВС работает на высоких оборотах. Максимальная пропускная способность.

Работа клапана вентиляции картерных газов основана на создаваемом давлении со стороны входа, которое образуют картерные газы. При этом открытие клапана осуществляется в момент, когда показатели давления превышают обратное усилие пружины. За счет этого плунжер или мембрана смещаются, открывая просвет в сторону фильтра. В это же время на выходном отверстии наблюдается разрежение из выпускного коллектора.

image4.png

Благодаря относительно небольшому размеру сечения, часть картерных газов, которые скапливаются под клапанной крышкой, направляются через фильтр к дроссельной заслонке. При обратной вспышке и падении показателя разряжения в коллекторе выходное отверстие быстро закрывается, что блокирует возгорание горючей смеси.

На что влияет работа клапана PCV

От точности работы вентиляционного клапана зависит и поведение силовой установки, поскольку механизм принимает непосредственное участие в смесеобразовании. В рабочем состоянии элемент выполняет корректировку подачи количества топливных частиц к дроссельной заслонке. За счет этого обеспечиваются вентиляция картера, эффективный расход горючего и оптимальная работа силовой установки.

При неисправности клапана PCV картерные газы либо не поступают обратно в камеру сгорания, либо же подаются в избыточном количестве. В любом из вариантов наблюдаются сбои в работе мотора, перерасход топлива, провалы мощности и усложненный запуск ДВС. Самая главная проблема заключается в том, что подобные неисправности крайне сложно диагностировать, особенно если клапан заклинило в закрытом положении.

При запуске двигателя система смазки создает рабочее давление. При этом все движущиеся элементы активно взбивают моторное масло. Регулировку давления также осуществляет PCV.

image5.png

Клапан вентиляции картерных газов: неисправности

Несмотря на довольно простую конструкцию вентиляционного клапана PCV, элемент может работать некорректно или вовсе не выполнять возложенные на него функции. При этом характерна следующая симптоматика:

  • наблюдается вибрация силовой установки, которая отличается от типичного троения;
  • после повышения оборотов со стороны впускного коллектора слышно шипение;
  • заметны провалы тяги на промежутке в 3–5 тысяч оборотов;
  • плавающие обороты на холостом ходу.

В некоторых ситуациях наблюдается повышенный расход моторного масла или замасливание дроссельной заслонки.

Что касается поломок, то они в большей степени связаны с разгерметизацией системы в результате механических воздействий. Как следствие, запорные элементы заклинивают в определенном положении или разрушаются.

Основные неисправности клапана PCV и их признаки:

  1. Подсос воздуха. Проблема является следствием разгерметизации в результате износа патрубков, повреждения корпуса или неправильного монтажа. Разгерметизация сопровождается усложненным запуском ДВС, провалами мощности и плавающими оборотами. При этом в коллектор поступает больше воздуха, который не учитывается ДМРВ.
  2. Заклинивание клапана в открытом положении. Причиной может служить повреждение мембраны или разрушение пружины PCV. На фоне этого образуется богатая смесь, за счет чего запуск мотора будет простым, но работа ДВС останется неустойчивой. Объяснить некорректную работу автомобиля можно высоким количеством картерных газов, которые поступают к дроссельной заслонке.
  3. Заклинивание в закрытом положении. Причины такие же, как и в предыдущем варианте. Мотор сложно запустить, наблюдаются существенные провалы в мощности. При этом частицы топлива из отработанных газов вовсе не поступают в камеры сгорания.

Также клапан PCV может некорректно работать при наличии поломок поршневой группы или сбое вентиляции картера. Это может существенно увеличить объем газов, что ведет к быстрому замасливанию механизма.

Как проверить клапан PCV

Если появились вышеуказанные симптомы неисправности, не будет лишней диагностика КВКГ. Для этого можно воспользоваться сканером, который довольно быстро предоставит информацию о состоянии элемента. При отсутствии прибора применяют более простые методы.

Проверка клапана PCV начинается с внешнего осмотра целостности шлангов и надежности их подключения. После этого нужно продуть входной и выходной патрубок. Если в обоих вариантах воздух проходит, то клапан нерабочий, поскольку выходное отверстие должно держать давление.

Алгоритм проверки и чистки:

  1. Отсоединить все шланги и демонтировать элемент с корпуса клапанной крышки.
  2. После этого внимательно изучить входное отверстие на наличие загрязнений, которые требуется аккуратно удалить.
  3. Продуть ртом клапан. В исправном состоянии механизм КВКГ не должен пропускать воздух со стороны выхода.
  4. После очистки установить выходной патрубок.
  5. Запустить двигатель, дать прогреться и оценить качество работы ДВС.
  6. На рабочем моторе закрыть пальцем входное отверстие. Если механизм исправен, то палец будет немного прилипать из-за разряжения.
  7. В конце установить клапан на место и подсоединить трубки.

Процедуру чистки рекомендовано осуществлять с использованием керосина, WD-40 или очистителя для карбюратора. Такие составы позволяют быстро удалить частицы масла и налет на стенках механизма. Наиболее удобными в работе станут аэрозоли, которые нужно нагнетать через входной патрубок. При работе с жидкими очистителями их вводят с помощью шприца. Несколько повторений позволят убрать все отложения. Если после проделанной работы выявлено, что механизм неисправен, требуется замена клапана вентиляции картерных газов.


image1.png

Стоит ли глушить PCV

Автовладельцы, столкнувшись со сбоями в работе клапана вентиляции, ищут совета в интернете. На форумах есть рекомендации, что механизм можно попросту заглушить, поскольку его работа только загрязняет впускной коллектор и дроссельную заслонку. Как ни странно, но многие действительно придерживаются такого мнения. При этом мало кто задумывается, какие могут быть последствия, и зачем производитель вообще оснастил автомобиль такой системой.

Нужно отметить, что если перекрыть патрубки или заглушить клапан, то процесс вентиляции картера существенно ухудшится. Более того, такой «тюнинг» негативно скажется на системе управления двигателем.

Как правило, в такой ситуации блок управления ДВС автоматически изменит шаг РХХ при работе на холостом ходу. Соответственно, мастер, который будет в дальнейшем диагностировать автомобиль, определит подобные отклонения и будет стараться исправить ситуацию, при этом вряд ли он догадается о заглушенном клапане картерных газов.

Сколько служит клапан КВКГ

По сути, это простой и надежный механизм на работоспособность которого влияют различные факторы. Мастера сервисов говорят, что при регулярной замене моторной смазки и периодическом обслуживании самого клапана деталь имеет довольно большой ресурс. Чистку PCV от масла и загрязнений нужно проводить каждые 20–30 тыс./км, воспользовавшись технической помощью специалистов. Если игнорировать данные рекомендации, то сбои и поломки детали не заставят долго ждать.

Некоторые модели авто оснащены неразборными клапанами, из-за чего их обслуживание является невозможным. В такой ситуации можно выполнить только замену на рабочий элемент.

Замена клапана PCV

Это одна из самых простых операций в ремонте ДВС, которая не требует профессиональных знаний и навыков. В большинстве случаев автовладелец при наличии минимального набора инструментов может самостоятельно провести данную процедуру.

Рассмотрим, как снять клапан вентиляции картерных газов и произвести его замену. Для работы потребуется новый PCV и гаечный ключ. С таким набором выполняют следующие манипуляции:

  • отсоединить патрубки от клапана;
  • открутить удерживающие гайки и демонтировать элемент;
  • установить заведомо рабочий клапан и прикрутить;
  • подключить трубки на место.

Все довольно просто и понятно, но в процессе работы нужно быть крайне аккуратным, поскольку сам механизм довольно хрупкий. Чрезмерное усилие при затягивании болтов может разрушить его корпус, из-за чего элемент останется внутри клапанной крышки.

image3.png

Теперь вы знаете, как работает клапан PCV, где находится и какие функции выполняет. Важно четко понимать, что от качества работы этого механизма зависит производительность ДВС, расход топлива, плавность работы и другие показатели. Соответственно, регулярное обслуживание позволит быть уверенным в надежности системы вентиляции картерных газов.



26 января 2023
Вернуться к списку

Читайте также