Неисправности генератора: признаки и причины неисправного генератора автомобиля. Как проверить поломку. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.

2023-05-05

ru-RU

Компания Лат

Обратный звонок
Неисправности генератора - признаки и причины неисправного генератора автомобиля, как проверить поломку
 

Неисправности генератора

Автор: Андрей Гагарин

Неисправности генератора автомобиля – достаточно распространенный вид поломки. Но в большинстве случаев не совсем понятно, что именно вышло из строя – генератор или АКБ. Приходится проверять оба источника тока. Любые проблемы с электропитанием нужно устранять немедленно, иначе возможны поломки электроприборов и даже возгорания. Кроме того, без тока автомобиль просто не сдвинется с места.

Логотип компании
Содержание:

  1. Какие бывают неисправности генератора
  2. Ремкомплект
  3. Как проверить неисправность генератора
  4. Основные причины неисправности генератора
  5. Как самому проверить устройство
  6. Ремонт поломок

Нужно учитывать, что генератор и аккумулятор работают совместно. Неисправности генератора неизбежно приведут к поломке батареи и наоборот.

image5.png

Основные неисправности генератора:

  • замыкание или обрыв в обмотках статора или ротора;

  • износ, разрушение, биение шкива;

  • изношенный токосъемный коллектор;

  • замыкание площадок коллектора;

  • пробой или обрыв диодного моста;

  • выработка или разрушение подшипника;

  • проблемы проводов зарядной цепи (обрыв, перетирание, отсутствие контакта).

Распространенные неполадки аккумуляторной батареи:

  • class="green-list-item">

    замыкание пластин в банках;

  • механические разрушения;

  • осыпание активного вещества;

  • заводские дефекты;

  • нарушение герметичности;

  • окисленные клеммы.

Нужно учитывать, что генератор сложнее АКБ, кроме того, он работает в интенсивном режиме, его ротор вращается со значительной скоростью. Из-за этого возможные неисправности генератора более разнообразны, чем у аккумулятора.

Все современные автомобильные генераторы вырабатывают переменный ток. Устройства постоянного тока встречаются на старых машинах, произведенных не позднее середины 70-х годов.

Прибор генерирует трехфазный ток, преобразуемый в постоянный при помощи встроенного диодного моста.


image2.png

У легковых, мотоциклов и легких коммерческих автомобилей с напряжением электросети в 12 В устройство выдает ток в 13,8–14,8 В. Этот параметр зависит от скорости вращения ротора, поэтому в безопасном диапазоне его удерживает реле-регулятор, не позволяющий напряжению стать слишком высоким, что может привести к выходу из строя электроприборов.

Какие бывают неисправности генератора

Все неисправности генератора автомобиля можно разделить на 2 вида:

  • электрические;

  • механические.

Связано это с тем, что генератор относится к электромеханическим устройствам.

Основные механические поломки:

  • выработка подшипников;

  • трещины, поломки корпуса;

  • биение, износ, разрушение шкива;

  • выработка, разрыв ремня;

  • поломка креплений.

Возможные электрические неисправности генератора:

  • обрыв в обмотках статора или ротора;

  • межвитковое замыкание в обмотках;

  • пробой или обрыв диодов;

  • стершиеся (выгоревшие) щетки;

  • вышедший из строя реле-регулятор;

  • биение ротора.

image9.png

Причины поломки генератора могут быть одновременно механическими и электрическими. Например, износ подшипников, если их вовремя не заменить, со временем увеличится до такой степени, что это приведет к биению ротора с последующим перегревом обмоток и межвитковым замыканиям.

В некоторых случаях признаки неисправности генератора появляются по иной причине, поэтому нужно внимательно проверять не только само устройство, но и ряд других мест. Например, если генератор не работает, проблема может быть в ослабших контактах, обрыве провода цепи возбуждения, окислившихся контактах в щеточном узле, подгоревших пластинах ключа зажигания.

О характере поломки может сказать поведение контрольной лампы. Так, если она горит постоянно, то, скорее всего, причина неисправности в реле. Если же лампа мигает, то виноват сам генератор или износившийся (ослабший) приводной ремень.

Основные признаки неисправности генератора автомобиля:

  1. Контрольная лампа АКБ постоянно горит или мигает при включенном двигателе.

  2. Аккумулятор быстро разряжается.

  3. Происходит перезаряд батареи, сопровождающийся кипением электролита.

  4. При работающем моторе фары светят тускло, а звуковой сигнал звучит тихо, с заметным дребезжанием.

  5. Яркость света фар зависит от оборотов двигателя, при их увеличении свет становится ярче, при сбросе – тускнеет. Увеличение яркости – это нормально, если оно происходит при нажатии на газ после работы двигателя на холостом ходу. Во время движения этого происходить не должно.

  6. Работающий генератор издает вой, скрежет, писк, звон.

Если генератор работает, но не заряжает АКБ, первым делом нужно проверить состояние приводного ремня. При износе или недостаточном натяжении он может вращаться, но с меньшей скоростью, чем ведущий шкив. На глаз это определить невозможно. Осмотрите шкив генератора и сам ремень. Если ремень и канавки шкива до самого дна выглядят отполированными, возможно, ремень проскальзывает. Можно попробовать сильнее его натянуть и проверить, потухла ли контрольная лампа. Но ездить при чрезмерной затяжке ремня нельзя, так как это приведет к быстрому выводу из строя переднего подшипника. Постарайтесь как можно скорее заменить ремень. Также поменять его нужно при появлении трещин, расслоений.

Ремкомплект

Самостоятельно генератор можно починить только заменой вышедшего из строя узла: статора, щеточного узла, щеток, диодного моста, регулятора.

Поэтому вам нужно узнать модификацию генератора, стоящего на вашем автомобиле и затем по каталожным номерам искать необходимый для замены узел. Сейчас практически все продавцы запасных частей в сети обязательно указывают номера деталей. Обязательно внимательно проверяйте характеристики, а также внешний вид, чтобы избежать ошибки.

Как проверить неисправность генератора

У современных автомобилей сложная электросистема. Дедовские способы диагностики не подойдут. Ни в коем случае не сбрасывайте клеммы с генератора во время работы двигателя. Колебания напряжения могут вывести из строя многие электронные приборы.

Качественную диагностику можно выполнить только на специальном стенде. Но предварительно желательно убедиться, что устройство действительно неисправно.

image4.png

Как проверить, работает генератор ли на машине, не снимая его? Это делают при помощи обычного мультиметра.

Алгоритм очень простой. Сначала проверяется напряжение на клеммах АКБ при заглушенном двигателе. Клеммы сбрасывать не нужно. Если аккумулятор исправный, то показания должны быть около 12 В. Затем запускается мотор. Напряжение должно подняться до значения 13,8–14,8 В. Если значение больше, идет перезаряд. Скорее всего, вышел из строя регулятор. Если напряжение падает ниже 12 В, значит генератор не работает или не выдает положенного напряжения.


image8.png


В статоре для проверки нужно отсоединить выводы. Плюсовой щуп омметра присоединяется по одному к каждому из выводов, второй прикладывается к корпусу. Если сопротивления мало, есть пробой на массу.

image1.png

Для проверки диодов нужно перевести мультиметр в режим проверки диодов. Затем проверяете каждый диод, прикладывая щупы к обоим выводам, затем щупы нужно поменять. Если две проверки покажут значительную разницу, диод исправен. Если сопротивление в обоих случаях малое, произошел пробой, если большое – обрыв.

Также показателем неисправности служат окисленные контакты, а также следы перегрева пластины.


image6.png

Ремонт поломок

Починка генератора заключается в замене неисправных деталей на новые. Это касается практически всех узлов: шкива, подшипников, ротора, обмотки статора, щеточного узла, крышек корпуса, диодного моста.

Обмотки на статоре или роторе можно перемотать. Но делать это нецелесообразно – дешевле и проще заменить узел полностью. Исключение – редкие модели, детали для которых стоят очень дорого или уже не выпускаются. В этом случае чтобы устройство вернуть в строй, потребуется полностью разобрать обмотки и навить новые. При этом нужно соблюдать сечение провода, число витков. Провод должен быть изолирован специальным лаком. Самостоятельно такую работу не сделать, нужно обращаться к специалисту.

Замену подшипника тоже нежелательно делать самому. Неправильная посадка может привести к перекосу ротора, биениям, неплотной посадке подшипника в гнезде. Самому можно заменить в подшипнике смазку, если он только начал греметь.

image3.png

Также самостоятельно можно поменять щетки или весь щеточный узел и заменить регулятор напряжения. Если генератор выдает повышенное напряжение, значит реле нужно менять. А вот при низком напряжении причин неисправности может быть множество, поэтому нужно разбираться тщательно. Такое положение дел возникает, если:

  • пробит один из диодов;

  • сломался регулятор напряжения;

  • ремень проскальзывает из-за износа или слабого натяжения;

  • нагрузка в бортовой сети превышает возможности генератора;

  • в сети короткое замыкание;

  • аккумулятор сел или вышел из строя.



15 декабря 2022
Вернуться к списку

Читайте также