Как проверить датчик коленвала. Принцип работы и неисправности датчика коленвала. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.

2023-05-05

ru-RU

Компания Лат

Обратный звонок
Как проверить датчик коленвала, проверка датчиков двигателя
 

Как проверить датчик коленвала

Автор: Андрей Гагарин

Датчик коленвала – деталь, без которой не может обойтись бензиновый двигатель инжекторного типа. С помощью него синхронизируется работа форсунок и системы зажигания. При неработающем сенсоре подача искры на свечах зажигания будет происходить с запозданием или слишком рано. В лучшем случае это приведет к падению мощности двигателя из-за неполного сгорания, детонации, нестабильной работе, в худшем – к полному отказу.

Логотип компании
Содержание: Содержание:

  1. Признаки, говорящие о неисправном состоянии детали
  2. Как устроен датчик коленвала
  3. Проверка датчика коленвала: основные способы

Датчики могут быть трех видов: оптические, индукционные и использующие эффект Холла. Самый распространенный тип – индукционный.

image5.png

Признаки, говорящие о неисправном состоянии детали

Не важно, каков принцип работы датчика коленвала, в случае его поломки симптомы будут одинаковые:

  • резко снижается динамика машины, причина может быть другой, но проверить, исправный ДПКВ, или он сломался, стоит;
  • частота вращения двигателя произвольно меняется во время движения автомобиля;
  • нестабильная частота работы двигателя на холостом ходу;
  • при разгоне в камерах сгорания происходит детонация.

Работоспособность ДПКВ крайне важна. Если датчик полностью вышел из строя, запустить двигатель автомобиля не получится вообще.

Далее рассмотрим, как устроен датчик коленвала, а также разберемся с принципом его работы. Это нужно, чтобы разобраться с причинами, из-за которых появляются поломки, и понять, как их устранить.

Как устроен датчик коленвала

Первым дело нужно понять принцип работы датчика коленвала. Устройство состоит из пластикового корпуса, в котором находится сердечник из стали. Вокруг сердечника навита медная проволока. Чтобы между витками не возникало коротких замыканий, проволоку покрывает компаундная смола.

Устройство помещается рядом со шкивом коленвала, на котором имеется 60 зубьев, два из них удалены. Сенсор отслеживает момент, когда мимо него появляется пустой участок. Благодаря этому датчик коленвала позволяет точно синхронизировать подачу топлива через форсунки в камеру сгорания и момент поджига топливной смеси. В результате получается смесь с оптимальным соотношением топлива и воздуха, причем она поджигается в строго определенный момент.

Для отслеживания вращения коленчатого вала используются 3 типа датчиков:

  1. Индукционный. Представляет собой катушку с магнитным сердечником и навитой вокруг него медной проволокой. При прохождении зубьев шкива наводится индукция. Прерывание генерации импульса свидетельствует о том, что рядом с сенсором проходит пустой участок. Этот тип устройств самый распространенный.
  2. Оптический. Его основа – светодиод и фиксирующий свет приемник. При прохождении коленчатым валом с надетым на него шкивом свет прерывается, когда его закрывает контрольный зуб. Приемник отправляет соответствующий сигнал на ЭБУ.
  3. Датчик Холла. При его использовании на коленвале устанавливается постоянный магнит. Его приближение фиксируется датчиком Холла. По нему в этот момент протекает переменный ток, который улавливается диском синхронизации.
image14.png

Проверка датчика коленвала: основные способы

О том, как проверить датчик коленвала, объясним на примере индуктивного типа, так как такие сенсоры относятся к наиболее распространенному виду.

Сканер OBD-2

Простой и надежный способ определить неисправность датчика коленвала – использовать диагностический сканер. Одна из лучших моделей – Scan Tool Pro. Устройство производится в Южной Корее, оно доступно и используется как профессионалами, так и любителями.

image18.png

Прежде всего, нужно внимательно осмотреть сам датчик. На его торце не должно быть грязи и прилипшей к поверхности металлической стружки. Если стружка имеется, то она может вносить искажения в показания прибора. Очистите поверхность сенсора ветошью, смоченной бензином или спиртом. Теперь проверьте, как работает двигатель. Если улучшения не произошло, то потребуется более тщательная проверка.

image1.png

Подключите OBD2 сканер к диагностической шине автомобиля. Также потребуется смартфон. На него нужно поставить сервисную программу. Лучше всего – Torque, это приложение максимально совместимо со сканером. Также можно использовать альтернативное ПО:

  • MobileOpenDiag;
  • Auto Doktor OBD;
  • InfoCar — OBD2.

Через приложение подключитесь к ЭБУ машины по беспроводному соединению Wi-Fi, либо Bluetooth.

Работоспособность ДПКВ определяется по выдаваемым диагностическим кодам неисправности. Если с датчика сигнал идет, с зубьями диска все в порядке, датчик вращения вала обнаруживает на зубчатом колесе синхронизирующий зуб, то сканер при неисправности выдает коды P0335 или P0336.

При помощи сканера можно в режиме реального времени определить частоту вращения коленвала и проверить наличие синхронизации фаз зажигания по характеру импульсов сигнала напряжения.

image4.png

Модель Scan Tool Pro оснащена 32-битным чипом, емкость памяти позволяет сохранить в ней диагностическую информацию. Дополнительно прибор поможет провести диагностику других неисправностей двигателя, трансмиссии, коробки передач, систем ESP, ABS.

Если сканера нет, то проверить устройство датчика коленвала на исправность можно при помощи при помощи обычного мультиметра. Самая точная проверка проводится осциллографом. Потребуется снять сенсор с посадочного места. Чтобы потом установить его в таком же положении, как и раньше, обязательно сделайте метки на нем самом и в монтажном месте.

Как проверить датчик коленвала при помощи омметра

Этот метод наиболее прост и подходит практически для любого автолюбителя. Все, что потребуется, – это мультиметр. Но при всей простоте способ не гарантирует стопроцентное выявление неисправности.

image15.png

Метод заключается в замере сопротивления обмоток катушки сенсора. Установите переключатель измерительного прибора в положение омметра и прикоснитесь щупами к выводам датчика попарно.

Устройство датчика коленвала такое, что у большинства исправных уровень сопротивления примерно равен 500–700 Ом. Но крайне желательно точно знать значение, которое должны показывать обмотки исправного устройства той модели, что установлена на вашем авто. Найти характеристики можно в интернете.

При проведении измерения поставьте регулятор мультиметра на верхний предел в 2000 Ом или как можно ближе к этому значению. Если прибор показал сопротивление, близкое к тому, что должен показывать исправный датчик, то повреждения обмотки нет. Однако это не гарантия, что сенсор исправен, и лучше проверку дополнить другими способами измерений.

Проверка индуктивности

Особенность любых индукционных датчиков в том, что их основа – электромагнитная катушка. Ситуация такая же, как с катушкой зажигания. Это касается и ДПКВ. Чтобы проверить работоспособность датчика, необходимо измерить характеристики индуктивной катушки во время ее возбуждения. Произвести измерения можно при наличии:

  • мегаомметра;
  • измерителя индуктивности;
  • сетевого трансформатора;
  • вольтметра (лучше цифрового).

Некоторые модели мультиметров имеют возможность измерять индуктивность. Но в большинстве приборов этой функции нет.

image8.png

Если в вашем устройстве нет данной функции, потребуется дополнительное оборудование.

У датчика ДПКВ индуктивность обмотки находится в пределах 200–400 мГн. У ряда моделей показатель может выходить за указанные параметры, но незначительно. Если измеренное значение сильно от них отличается, то, скорее всего, сенсор вышел из строя.

После проверки индуктивности нужно будет проверить показатель сопротивления проводов катушки. На мегаомметре нужно установить значение в 500 В. Измерение проводят 2–3 раза для исключения ошибки. Сопротивление изоляции должно быть меньше 0,5 Мом. Если значение меньше, изоляция нарушена. Возможно, дело в межвитковом замыкании катушки. С неисправным датчиком сделать уже ничего нельзя, только поменять на новый. Исправный сенсор после измерений нужно размагнитить, для этого понадобится сетевой трансформатор.

Проверка ДПКВ при помощи осциллографа

Осциллограф – лучший метод для проверки. Он позволяет не только произвести замеры характеристик, но и в реальном времени увидеть, как сенсор формирует сигналы.

На осциллографе можно проверить не только датчик индуктивности. Речь идет также об оптическом датчике и датчике Холла.

image12.png

Снятие показаний проводится как во время работы двигателя, так и со снятым датчиком.

Для снятого ДПКВ алгоритм проверки следующий:

  1. Щупы прибора подключите к выводам катушки сенсора. Полярность может быть любой.
  2. Включите ПО для работы с осциллографом.
  3. Любым предметом из металла нужно несколько раз провести рядом с ДПКВ.
  4. При исправном датчике на экране появится осциллограмма, пики которой будут появляться при прохождении металла рядом с датчиком.

Точно сказать о том, что устройство исправно, можно только после снятия осциллограммы во время работы мотора. Для этого нужно щупы прибора параллельно подключить к выводам сенсора.

image10.png

Осциллограмма позволит убедиться, что сигнал формируется без искажений и провалов. Прохождение каждого из зубцов диска рядом с сенсором будет отражаться всплеском на экране. Все эти всплески одинаковы, кроме случая, когда мимо датчика проходит контрольный зуб.

Индуктивный датчик положения коленвала – крайне важное устройство, без которого невозможна нормальная работа ДВС инжекторного типа. Сам сенсор по конструкции очень несложен. Если двигатель начал работать неустойчиво, теряет мощность, разгонные характеристики, то обязательно нужно проверить ДПКВ на работоспособность.

Сделать это можно при помощи нескольких методов. В первую очередь нужно измерить сопротивление катушки, так как основная неисправность устройства – обрыв проводки или межвитковое замыкание.

Если имеется осциллограф, то лучше всего проверки провести с его помощью. Прибор позволяет точно убедиться в том, что датчик исправен или вышел из строя.

Если проверить нечем или вы не уверены, что сможете сделать проверку самостоятельно, то обратитесь на СТО. В автоцентре обязательно имеются необходимые приборы. Ездить при неисправном датчике нельзя – позднее или ранее зажигание приведут к быстрому износу двигателя. Дело может дойти до повреждений поршней, стенок цилиндра и даже до полного заклинивания двигателя.

Нерабочий датчик починить не получится – эта деталь подлежит замене на заведомо исправную.



22 декабря 2022
Вернуться к списку

Читайте также