Конструктивные особенности реле регулятора напряжения
Автор: Александр Сапронов
Реле регуляторы автомобильные играют важную роль в ТС, поскольку от их исправности и функционирования напрямую зависит безопасность электрической проводки. Данная деталь является электронным компонентом, который контролирует работу генератора, обеспечивая и поддерживая стабильное напряжение зарядки АКБ при работе двигателя.
Содержание:
- Типы реле-регуляторов автомобильного генератора
- Причины поломок реле-регуляторов
- Простейший способ проверки реле-регуляторов автомобильного генератора
- Типовые причины отказа реле-регулятора автомобильного генератора
- Проверка совмещенного реле регулятора автомобильного генератора
- Типовые причины отказа реле-регулятора автомобильного генератора
- Особенности проверки трехуровневого реле
- Рекомендации по увеличению ресурса реле-регуляторов автомобильного генератора
Когда мотор запущен, генератор производит электрическую энергию, которая заряжает аккумулятор автомобиля и питает электрические компоненты ТС. Реле-регулятор контролирует выходное напряжение генератора и регулирует его в пределах заданных значений. Своевременная проверка регулятора напряжения на генераторе позволяет убедиться в корректной работе узла, предотвратив риск перезаряда или недозаряда батареи, а также повреждения электронных компонентов ТС.
Типы реле-регуляторов автомобильного генератора
В случае неполадок реле-регулятора напряжение генератора может быть нерегулируемым или недостаточным для зарядки аккумулятора. Это зачастую приводит к проблемам с запуском автомобиля, а также к нехватке энергии для работы электрических систем машины.
Если у вас есть подозрение на проблемы, возможно, потребуется замена реле регулятора на генераторе, для чего правильней всего обратиться к квалифицированному мастеру СТО. Сегодня в ТС применяется несколько типов реле-регуляторов, которые используются для контроля. К категории наиболее популярных и востребованных относят такие:
-
Электронный регулятор напряжения (Electronic Voltage Regulator, EVR). Это наиболее распространенный тип регулятора, используемый в современных автомобилях. Он управляет выходным напряжением генератора, регулируя ток возбуждения на основе сигналов от датчика напряжения аккумулятора. EVR может быть интегрирован в генератор или установлен как отдельный модуль.
-
Реле-регулятор с механическим транзистором (Mechanical Transistor Regulator, MTR). Модель, где используется механический транзистор для управления током возбуждения генератора. MTR был распространен в старых автомобилях, но с течением времени он был заменен более эффективными электронными регуляторами напряжения.
-
Реле-регулятор с контактным регулятором (Contact Regulator Relay, CRR). Имеет упрощенную конструкцию, где применяются электромеханические контакты для управления током возбуждения генератора. CRR имеет ограниченные возможности регулировки и контроля напряжения, поэтому используется сейчас редко.
В зависимости от конструкции генератора регулятор напряжения бывает двух видов:
-
Совмещенный. Находится внутри генератора, имеет физическое и электрическое соединение с обмотками. Контролирует выходное напряжение генератора и поддерживает его на определенном уровне, обычно около 14 вольт, чтобы обеспечить зарядку аккумулятора и питание электрических систем автомобиля.
-
Отдельный. Располагается отдельно от генератора, чаще всего неподалеку от АКБ или же в электрическом блоке управления автомобиля. Компонент получает информацию о текущем напряжении, а также регулирует работу генератора для поддержания заданного уровня напряжения. Такая модификация может иметь дополнительные функции: защиту от перегрузки, диагностику и контроль работы генератора.
Оба типа регуляторов напряжения выполняют аналогичные задачи – поддержание стабильного выходного тока и обеспечение энергией электрических систем автомобиля. Различие заключается в их физическом расположении и способе интеграции с генератором и другими компонентами автомобиля.
Причины поломок реле-регуляторов
Ниже рассмотрим основные неисправности реле регулятора напряжения, которые относят к наиболее распространенным:
- Все устройства имеют электрические контакты, которые могут со временем изнашиваться или окисляться. Это приводит к плохому проведению тока, перебоям в электрической цепи и даже полной потере функциональности.
-
Повреждение электрической цепи. Реле-регуляторы подвержены риску повреждения в результате короткого замыкания, перенапряжения или перегрузки в электрической системе автомобиля. Это может привести к повреждению контактов или других компонентов узла.
-
Механические повреждения. Вибрации, удары или другие механические воздействия могут повредить реле-регуляторы и вызвать их поломку. Например, разбитое или треснутое корпусное крепление реле-регулятора может привести к потере функциональности.
-
Несоответствие спецификациям. Использование неподходящей модели устройства, которая не соответствует требованиям автомобиля или электрической системы, может привести к его поломке. Неправильная установка или несовместимость с другими компонентами также могут вызвать проблемы.
-
Перегрев. Реле-регуляторы могут перегреваться из-за высокой рабочей нагрузки или недостаточной вентиляции. Зачастую это приводит к повреждению компонентов, потере искры на реле-регуляторе генератора и даже его полному отказу.
-
Возраст и износ. Как и другие электрические компоненты, любой реле-регулятор может выйти из строя со временем из-за естественного износа или старения. Подверженность поломкам возрастает пропорционально увеличению эксплуатационного срока.
Важно заметить, что причины поломок могут различаться в зависимости от конкретной модели автомобильного генератора и его производителя. Если возникают проблемы с реле-регулятором, рекомендуется обратиться к специалистам для проведения диагностики и ремонта.
Узнать о неполадке в работе реле-регулятора можно по таким признакам, как ухудшение динамических характеристик автомобиля, снижение уровня заряда АКБ, а также перепад яркости фар в зависимости от оборотов ДВС. Если горит регулятор напряжения на генераторе, причиной могут быть короткое замыкание, окисленные или слабо затянутые контакты, перегрев или же повреждение внутренних компонентов детали.
Простейший способ проверки реле-регуляторов автомобильного генератора
Многие автовладельцы интересуются тем, как проверить реле регулятор генератора, поскольку такую процедуру проводят с целью диагностики неполадки и в рамках ТО. Наиболее простой способ диагностики предполагает следование алгоритму:
- Установить тестер в режим замера постоянного напряжения (до 20 Вольт).
- Запустить двигатель автомобиля.
- Произвести замер напряжения на + и - клеммах аккумулятора при холостом ходе (до 1500 об/мин). При исправном генераторе и регуляторе напряжения значение будет располагаться в пределах 13,3 –14,1 В.
- Нажать на педаль акселератора, чтобы увеличить обороты до 2,2–2,5 тыс. об/мин. При исправной электрической схеме напряжение будет в диапазоне 13,8 ± 0,3 В.
- Еще сильнее нажать на педаль газа, доверяя обороты да 3,6 тыс. об/мин. При этом напряжение не должно превышать показателя в 14,7 В.
Таким образом, используя тестер проверки реле регулятора генератора, можно самостоятельно продиагностировать узел и выявить потенциальные неполадки.
Типовые причины отказа реле-регулятора автомобильного генератора
Если внезапно сгорело реле генератора, это серьезная неприятность, однако на практике такое может произойти с любым ТС. Типовыми причинами отказа являются следующие:
- неправильное подключение, а также переполюсовка;
- выход из строя выпрямительного моста из-за пробоя диодов;
- физические повреждения генератора;
- естественное истирание щеток;
- проникание вовнутрь корпуса воды, что нередко происходит после обильных ливней или автомойки.
Зная, как проверить интегралку генератора, можно быстро выявить неполадку, после чего незамедлительно принять меры к ее устранению.
Проверка совмещенного реле регулятора автомобильного генератора
На современных автомобилях часто возникает необходимость в диагностике совмещенного устройства. Зная, как проверить работу регулятора грамотно, а также как прозвонить БПВ, можно получить точную информацию. Чтобы выполнить проверку реле-регулятора, имеющего совмещенную конструкцию, применяют зарядное устройство или специальный блок нагрузки регулируемого типа.
Здесь также применяется мультиметр, позволяющий фиксировать точные данные относительно уровня напряжения. Для соединения элементов лучше всего использовать провода с зажимами типа «крокодил».
В некоторых авто применяется схема реле регулятора 121 3702, однако она чаще всего используется вместе с генератором серии Г221А. Схема данного регулятора является достаточно простой, что позволяет легко разобраться с ней даже неспециалисту.
Проверка отдельного регулятора реле автомобильного генератора
Такая проверка регулятора напряжения на генераторе является несложной и может быть выполнена даже в гаражных условиях. Для этого производят такие действия:
- Установите автомобиль на стояночный тормоз, убедитесь, что двигатель выключен и ключ зажигания извлечен.
- Найдите генератор в двигательном отсеке автомобиля. Он обычно расположен на передней части двигателя и имеет приводную ременную систему.
- Отсоедините от генератора электрический разъем. Обычно это один большой провод и один или несколько маленьких проводов.
- Подключите мультиметр к разъему генератора. Установите мультиметр в режим измерения напряжения постоянного тока (DCV).
- Запустите двигатель автомобиля. При работающем двигателе мультиметр должен показывать напряжение около 14 вольт.
- Проверьте напряжение на большом проводе, подключенном к генератору. Если напряжение составляет около 14 вольт, это указывает на правильную работу реле-регулятора. Значительное превышение или снижение этого значения свидетельствует о том, что реле-регулятор не функционирует должным образом.
- Проверьте напряжение на каждом из маленьких проводов, подключенных к генератору. Они обычно помечены символами, такими как "F", "S" или "L". Каждое из этих напряжений должно быть примерно 12 вольт. Если напряжение существенно отличается от этого значения, возможно, соответствующее реле-регулятора не функционирует должным образом.
Похожим образом производится проверка реле 3702, которые устанавливались на машинах ВАЗ «классических» моделей (начиная от ВАЗ 2101 и заканчивая ВАЗ 2107).
Особенности проверки трехуровневого реле
У многих может возникнуть вопрос, что такое реле регулятор трехуровневый, поскольку такие модели являются технологически более совершенными. В отличие от обычных, данные модели имеют три уровня напряжения, причем с возможностью отсечки питания.
Более того, здесь так же можно вручную выставлять требуемый режим работы, для чего имеются специальные ручки. На практике такие устройства являются более надежными и безопасными. Для выявления неисправности реле генератора данного типа используется алгоритм, аналогичный проверке обычного устройства.
Рекомендации по увеличению ресурса реле-регуляторов автомобильного генератора
Чтобы продлить срок эксплуатации регулятора напряжения КЗАТЭ, важно знать и неукоснительно соблюдать ряд правил, направленных на профилактику неполадок. К главным из них относят такие:
- поддерживать генератор в чистом состоянии, не допуская его сильного загрязнения;
- периодически проверять натяжение ремня генератора;
- осуществлять проверку обмоток генератора – признаком неисправности является их потемнение;
- периодически контролировать степень напряжения АКБ.
Аналогичная профилактика применяется также для реле регулятора 3-уровневого, что следует принять во внимание при выполнении работы.
Если требуется замена реле регулятора на генераторе, выполнить данную процедуру можно как своими руками, так и обратившись в специализированный сервисный центр. В случае если автовладелец не имеет опыта в таких работах, лучше всего обратиться за помощью к профессионалам. Своевременная проверка регулятора напряжения тестером позволяет избежать более серьезных последствий в случае поломки узла.