Почему чернеют свечи зажигания
Автор: Александр Сапронов
Появление темных налетов на свечах зажигания служит предупреждением для автовладельца о потенциальных недостатках, тщательно маскирующихся в глубинах его транспортного средства. Воздействие множества факторов, включая качество топлива, неисправности в системе зажигания, дисбаланс в соотношении топливо-воздух или сбой в работе карбюратора, может обусловить данное явление. Разобраться с тем, почему чернеют свечи, может даже неопытный механик.
Содержание:
- Причины образования нагара на свечах двигателя
- Как поступить при обнаружении нагара
- Масляные отложения
- Нагар на изоляторе
- Содержание свечей в чистоте
Причины образования нагара на свечах двигателя
Перед тем как предоставить разъяснение о факторах, обуславливающих появление темных отложений на свечах, критически важно установить, какие именно события послужили их источником. Именно от этого будет зависеть выбор направления дальнейших исследований. Практически это может выглядеть так: все свечи могут быть поражены, а также существует вероятность, что налет обнаружится лишь на одной или двух из них. Кроме того, можно выделить "сухие" и "влажные" типы нагара. Черные сухие свечи зажигания могут быть покрыты налетом с одной стороны, или отложения равномерно распределятся по всей ее поверхности.
Целесообразно подчеркнуть, что интенсивность образования и специфика черного нагара на резьбе свечи зажигания напрямую зависит от характера неполадок (в случае их наличия):
- При пробеге около 200–300 км начинается накопление отложений на новых свечах зажигания. В этот период желательно эксплуатировать автомобиль на дорогах с равномерной нагрузкой и постоянной скоростью, что обеспечит оптимальную работу свечей и более точную оценку состояния деталей авто.
- Характер и количество нагара зависят от качества используемого топлива. Следовательно, рекомендуется заправляться на надежных АЗС, избегая экспериментов. В ином случае обнаружение верной причины образования нагара на юбке свечи зажигания может стать крайне сложной задачей.
- Для двигателей с карбюратором важно корректно настроить холостые обороты.
Перейдем к анализу ситуации, связанной с возникновением нагара на свечах зажигания:
- Если замечается чернота лишь с одной стороны свечи, это, вероятно, вызвано прогаром клапана. В данном случае отложения накапливаются на боковом электроде свечи, а не на центральном.
- Черный цвет свечи зажигания может быть результатом прогара клапана. Подобное происходит, если копоть скапливается на нижнем электроде.
- Выбор неподходящего значения калильного числа свечи влечет за собой ее повреждение и неравномерное образование налета. Слишком низкое значение приводит к искажению формы свечи, а избыточно высокое – к почернению вершины конуса.
- Калильное число определяет скорость разогрева свечи до рабочей температуры. Большее число делает ее менее подверженной нагреву. Для достижения наилучших результатов стоит предпочесть свечи с калильным числом, рекомендованным изготовителем.
- Равномерное покрытие свечи нагаром свидетельствует о позднем моменте зажигания.
- Черная копоть на свечах зажигания инжекторных или карбюраторных двигателей может быть следствием переобогащенной топливовоздушной смеси. Для инжекторов это может быть обусловлено неисправной работой датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), передающего ЭБУ данные о составе смеси. Кроме того, возможна утечка топлива из форсунок (его поступление в цилиндры даже при закрытой форсунке). Причины появления черного налета на свечах зажигания в случае карбюратора могут заключаться в неправильной настройке уровня топлива, утечке через игольчатый запорный клапан, избыточном давлении от бензонасоса (высокий выступ толкателя), утечке через поплавок..
- Другой вероятной причиной черного нагара на свечах зажигания является неправильно настроенный клапанный механизм двигателя. Это может быть связано с прогарами клапанов или неправильными тепловыми зазорами. В этой ситуации смесь не сгорает полностью, и на свечах образуется черная копоть.
- Закопченные свечи зажигания в инжекторных двигателях могут появиться, когда топливный регулятор вышел из строя, и давление в топливной рампе стало чрезмерно высоким.
- Сниженное сжатие в определенном цилиндре также способствует появлению черной сажи на свече зажигания. Подробности проверки сжатия можно найти в других источниках.
При позднем моменте зажигания и работе на переобогащенной топливовоздушной смеси могут возникнуть следующие сбои:
- пропуски в зажигании (для инжекторных двигателей возникает ошибка P0300);
- проблемы с запуском двигателя;
- неустойчивая работа двигателя, особенно на холостом ходу, что приводит к усилению вибраций.
Как поступить при обнаружении нагара
В первую очередь следует понимать, что наличие масляных отложений и риск перегрева, которые могут привести к образованию нагара на свечах, представляют серьезную угрозу для функционирования системы зажигания. Особенно страшен перегрев, так как он может вызвать необратимое повреждение электродов свечей, и их восстановление становится невозможным.
Если обнаружен черный нагар на кольцах свечей зажигания, можно провести проверку, поменяв свечи местами. Если новая также становится черной, а старая очищается, это указывает на неисправность в цилиндре. Если ситуация не меняется, проблема, вероятно, связана с самой свечой.
Масляные отложения
Иногда черные закопченые свечи зажигания могут быть влажными. В большинстве случаев это связано с попаданием масла в камеру сгорания. Признаки этой проблемы могут включать:
- проблемы при запуске двигателя;
- пропуски в работе соответствующего цилиндра;
- неравномерная работа двигателя;
- неравномерная работа двигателя;
Масло может попадать в камеру сгорания двумя путями: сверху или снизу. Первый случай возникает, когда масло проходит через поршневые кольца. Это неблагоприятный сигнал, так как это часто приводит к необходимости капитального ремонта двигателя. В некоторых случаях можно попытаться ограничиться процедурой декарбонизации двигателя. Если масло попадает в камеру сгорания через верх, оно движется из головки блока цилиндров через направляющие клапанов. Это проблема, связанная с износом маслосъемных колпачков. Для решения необходимо заменить изношенные маслосъемные колпачки на новые.
Нагар на изоляторе
Иногда нагар, образующийся в камере сгорания, может отделиться от поршня на высоких оборотах и прилипнуть к изолятору свечи. Это может привести к перебоям в работе цилиндра и даже вызвать "троение" двигателя. Это более безопасная ситуация, при которой появляется бело-черный нагар на свечах зажигания. Проблему можно устранить путем очистки поверхности свечей или их замены.
Появление черно-красного налета на свечах в двигателе может быть следствием использования топлива с избыточным содержанием металлических присадок. Продолжительное использование такого топлива может вызвать серьезные последствия, так как металлические отложения со временем приведут к образованию проводящего налета на изоляторе. Это негативно скажется на генерации искры, и свеча выйдет из строя.
Содержание свечей в чистоте
Следить за состоянием и регулярно чистить свечи зажигания необходимо так же, как и следить за их работоспособностью. Рекомендуется проводить процедуру очистки примерно каждые 8–10 тысяч км пробега. Это можно совместить с заменой масла в двигателе. Однако если вы замечаете указанные выше признаки проблемы, не стоит откладывать чистку.
Старый метод использования наждачной бумаги для очистки электродов следует избегать. Это может повредить защитный слой, что особенно важно для свечей с иридиевыми электродами.
Для очистки свечей зажигания вам понадобятся:
- специальное средство для удаления нагара и коррозии;
- одноразовые пластиковые стаканчики (после использования следует утилизировать, их не следует использовать для еды);
- мягкая кисточка с жестким ворсом или зубная щетка;
- тряпка.
Процесс очистки можно провести следующим образом:
- В стаканчик наливается средство для очистки до уровня, достаточного для погружения электродов свечи (изолятор не участвует).
- Свечи помещаются в стаканчик с средством и оставляются на 30–40 минут (в этот период происходит химическая реакция, заметная невооруженным глазом).
- По истечении времени свечи извлекают из стаканчика, и с помощью кисточки или щетки осторожно удаляют нагар с электродов.
- Свечи промываются в теплой проточной воде для удаления химических остатков и грязи.
- После промывки свечи вытираются сухой тряпкой.
- Последний этап – свечи высушиваются на батарее, в духовке (при температуре +60–70°C) или с использованием фена или теплового вентилятора (главное, чтобы полностью испарилась влага).
Следует уделить этой процедуре особое внимание, тщательно удаляя все загрязнения и нагар с поверхности. Имейте в виду, что чистые свечи работают на 10–15% более эффективно, чем загрязненные.