Почему чернеют свечи зажигания. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.
2023-05-05
2023-05-05
ru-RU
ЛАТ
Нажимая «OK», вы принимаете согласие и
политику обработки ПД и cookie.
ул. Моисеенко, д. 22-А,
ул. Мельничная 21-А192019Санкт-Петербург
Появление темных налетов на свечах зажигания служит предупреждением для автовладельца о потенциальных недостатках, тщательно маскирующихся в глубинах его транспортного средства. Воздействие множества факторов, включая качество топлива, неисправности в системе зажигания, дисбаланс в соотношении топливо-воздух или сбой в работе карбюратора, может обусловить данное явление. Разобраться с тем, почему чернеют свечи, может даже неопытный механик.
«Если свечи зажигания чернеют, это может свидетельствовать о проблемах с двигателем. Сухой черный нагар обычно указывает на переобогащение топливной смеси, а маслянистый нагар - на попадание масла в камеру сгорания, что связано с износом поршневых колец или клапанных колпачков. Рекомендуется провести диагностику для устранения неисправности.».
Игорь Мельников
Специальность:механик-эвакуаторщик по крупногабаритным и полноприводным авто
Причины образования черного нагара
Свечи зажигания — один из ключевых элементов системы воспламенения топливовоздушной смеси в двигателе. Их стабильная работа напрямую влияет на запуск мотора, его динамику, расход топлива и экологические показатели. Поэтому любые изменения внешнего вида свечей — особенно потемнение, появление налета, копоти, масляных следов — требуют внимания. Черный нагар на свечах зажигания — это не просто косметическая проблема. Это индикатор скрытых неполадок, которые могут со временем привести к серьёзным поломкам.
Чтобы понять, почему чернеют свечи, нужно рассмотреть весь комплекс возможных причин и сопутствующих симптомов, а также уметь правильно интерпретировать состояние электродов и изолятора. Чем быстрее выявлена и устранена причина, тем меньше вероятность капитального ремонта.
Переобогащенная топливовоздушная смесь. При избытке топлива в камере сгорания оно не успевает полностью сгорать. Это приводит к отложению углеродистой сажи на свечах. Чаще всего наблюдается при неисправности лямбда-зонда, датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), неисправностях ЭБУ или засорении воздушного фильтра. На свечах появляется плотный, бархатистый, равномерный черный налет.
Позднее зажигание. Смесь загорается позже оптимального момента. В результате часть топлива сгорает уже на выходе, в выпускном тракте. Это снижает эффективность сгорания и увеличивает количество отложений. Свеча покрывается толстым черным налётом, особенно на боковом электроде.
Некачественное топливо. Содержание присадок, серы и других загрязняющих компонентов в бензине может вызывать отложения. Особенно опасно использование несертифицированного топлива или его хранение в грязных ёмкостях.
Снижение компрессии. Износ поршневых колец, прогар клапанов, нарушение герметичности ЦПГ приводит к неполному сгоранию смеси и появлению чёрного налета. Часто проявляется на одной или двух свечах.
Неисправности топливной системы. На карбюраторных двигателях — неправильный уровень топлива, сбой игольчатого клапана, изношенный поплавок. На инжекторных — заклинивание форсунки, утечка топлива, сбои в регуляторе давления топлива.
Неподходящие свечи. Использование свечей с неправильным калильным числом ведёт к перегреву или, наоборот, недостаточному самоочищению.
Попадание масла в цилиндры. Маслянистый, мокрый нагар — следствие попадания моторного масла в камеру сгорания. Это может быть связано с износом маслосъемных колпачков, направляющих клапанов или поршневых колец.
Диагностика по внешнему виду свечей
Опытный механик может понять многое по состоянию свечей:
Белый налет или блестящая сажа — перегрев свечи или детонация.
Красно-коричневый налет — избыток металлических присадок в топливе, что опасно: может привести к «пробою» изолятора.
Как действовать при обнаружении нагара
Осмотрите все свечи и сравните их внешний вид.
Поменяйте местами свечи для проверки цилиндра.
Проверьте воздушный фильтр.
Оцените состояние масла и уровень его расхода.
Сделайте диагностику ДМРВ, лямбда-зонда, ЭБУ и форсунок.
Проверьте компрессию в цилиндрах.
Проверьте зажигание и угол опережения.
Специфические ситуации
Масляные отложения
Влажные, жирные черные свечи — сигнал о том, что масло попадает в камеру сгорания. Возможные причины:
Износ маслосъемных колпачков.
Износ поршневых колец.
Избыточное давление картерных газов.
Повреждение прокладки ГБЦ.
Нагар на изоляторе
Иногда частицы нагара из камеры сгорания прилипают к изолятору свечи, что ухудшает искрообразование. Причины:
Высокие обороты.
Отсутствие самоочистки свечей.
Очистка свечей от нагара
Для продления срока службы свечей и восстановления их работоспособности нужно проводить регулярную очистку. Делать это стоит каждые 8–10 тыс. км или при первых признаках загрязнения.
Что понадобится:
специальный очиститель нагара;
одноразовый пластиковый стакан;
мягкая щетка или кисть;
сухая ткань;
тёплая вода;
перчатки.
Пошаговая инструкция:
Поместите свечи в стакан, налейте очиститель так, чтобы покрыть электроды.
Выдержите 30–45 минут.
Аккуратно протрите электроды щеткой.
Промойте теплой водой.
Протрите и просушите свечи.
Убедитесь в отсутствии трещин или повреждений.
Таблица: связь между плотностью нагара и работой двигателя
Внешний вид свечи
Возможная причина
Рекомендуемые действия
Сухой черный налёт
Богатая смесь, позднее зажигание
Проверка ЭБУ, ДМРВ, регулировка УОЗ
Маслянистый налёт
Попадание масла в цилиндр
Диагностика ЦПГ, замена маслосъемных колпачков
Красный налет
Металлические присадки в топливе
Смена АЗС, замена свечей
Чистая светлая свеча
Идеальное сгорание
Нет действия — свечи работают корректно
Блестящий налёт
Перегрев, детонация
Проверка зажигания, замена свечи
Профилактика
Используйте только качественное топливо.
Меняйте воздушный фильтр каждые 10–15 тыс. км.
Следите за состоянием системы зажигания.
Подбирайте свечи строго по спецификации производителя.
Проверяйте компрессию и давление в топливной рампе хотя бы раз в год.
Не допускайте длительной работы двигателя в холодном состоянии.
Заключение
Нагар на свечах зажигания — не проблема сама по себе, а следствие более глубинных технических неполадок. По внешнему виду свечей можно многое понять о «здоровье» мотора. Важно не только вовремя очищать и заменять свечи, но и выявлять корень проблемы. Комплексный подход позволит избежать дорогостоящего ремонта и продлить срок службы двигателя и всех связанных с ним систем.
Список литературы
Гордеев М.Н. Современная диагностика автомобилей: учебное пособие. Москва: Академический проект, 2020.
Петров В.С. Техническое обслуживание и ремонт двигателей автомобилей. Санкт-Петербург: Питер, 2018.
Смирнов А.В. Электрические системы автомобилей: теория и практика. Москва: Техносфера, 2019.
Федоров Ю.И. Автомобильные системы зажигания и управления двигателем. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2020.
Трофимов И.П. Диагностика автомобильных систем. Москва: Машиностроение, 2017.