Ремонт и замена автомобильных тормозов
Автор: Александр Сапронов
Тормозная система автомобиля обеспечивает контроль скорости и остановку транспортного средства. Ее исправность напрямую влияет на безопасность водителя, пассажиров и других участников ДД. Чтобы тормозная система всегда была в рабочем состоянии, необходим своевременный ремонт и обслуживание ее компонентов.
Содержание:
- ТО тормозной системы
- Сколько служат тормозные колодки?
- Признаки неисправности тормозной системы
- Обслуживание тормозной системы автомобиля
- Как меняют тормозную жидкость
ТО тормозной системы
Регламентное обслуживание проводится через определенные периоды пробега. Для большинства современных машин этот интервал обычно составляет 10–12 тысяч километров. При прохождении регулярного технического обслуживания рекомендуется провести полную проверку всех составляющих тормозной системы, ведь неисправность даже небольших деталей способна привести к серьезным последствиям.
После определенного периода эксплуатации автомобиля рекомендуется провести обслуживание дисковых или барабанных тормозных механизмов. В процессе необходимо осуществить проверку тормозной системы:
- Регулировка тормозов. Важно отрегулировать педаль тормоза, обращая внимание на свободный ход (он не должен превышать 8 мм) и расстояние до передней стенки кузова (не менее 75 мм).
- Отрегулировать ручник. На его выход из строя может указывать увеличение свободного хода (более 2 щелчков).
- Проверить тормозные шланги на предмет царапин, перегибов, трещин.
- Определить толщину и внутренний диаметр тормозных барабанов, при превышении установленных производителем значений рассмотреть вопрос о замене.
- Осмотреть тормозные колодки и диски на предмет износа.
Сколько служат тормозные колодки?
Тормозные колодки эксплуатируются в среднем от 8 000 до 16 000 километров в зависимости от стиля вождения, типа и массы автомобиля. Однако срок службы может варьироваться и зависит от множества факторов.
Признаки неисправности тормозной системы
Неполадки могут проявляться в резком скрипе при торможении, что обычно указывает на проблемы с тормозными колодками или барабанами, отсутствие тормозной жидкости или изношенность колодок. В таких случаях необходимо заменить поврежденные детали.
Кроме того, нарушения в работе тормозной системы можно обнаружить при прохождении автомобилем техосмотра, когда машину загоняют на специальный роликовый стенд. Если обнаруживается, что разница в тормозных усилиях на разных осях превышает норму, это означает наличие проблем в системе.
Обслуживание тормозной системы автомобиля
Знание того, как проверить состояние тормозной системы автомобиля, позволяет легко обнаружить любые неисправности. После обнаружения проблем владелец автомобиля или сотрудник сервиса проводит стандартный набор процедур по их устранению:
- замену тормозной жидкости (если протечек нет, то частота замены определяется производителем автомобиля);
- замену тормозных колодок, дисков и барабанов – важно обращать внимание на допустимый износ дисков;
- настройку ручного тормоза;
- замену вакуумного усилителя тормозов.
В зимних условиях процесс обслуживания тормозной системы мало отличается от летних процедур. Частота проведения остается той же, однако рекомендуется проводить все работы в теплом помещении во избежание замерзания рабочих жидкостей и смазочных материалов.
Как меняют тормозную жидкость
Есть три основных способа замены тормозной жидкости: путем самотека, с помощью прокачки и подачей давления на систему от главного тормозного цилиндра.
- Метод самотека довольно прост и в то же время эффективен. Старую тормозную жидкость удаляют из бачка и заливают новую. Далее откручивают штуцеры для стравливания воздуха из тормозной системы во всех четырех колесах сразу. Чтобы не запачкать ступицу или пол, на цилиндры тормозов или суппорты устанавливают шланги, концы которых опускают в специальные сосуды. Постепенно старая тормозная жидкость покидает систему и заменяется на новую. Работник контролирует уровень жидкости в бачке, и, если нужно, добавляет следующую порцию.
- С помощью прокачки. Все происходит аналогичным образом, но для ускорения процесса создается избыточное давление. Этот способ подходит для большинства популярных марок автомобилей, для которых существуют модифицированные крышки на бачках с установленными на них штуцерами подачи воздуха.
- Способ замены тормозной жидкости с использованием давления, создаваемого главным тормозным цилиндром, требует скоординированных действий двух человек.
Обычно тормозная жидкость требует замены каждые 40-50 тыс. км или через три года (в зависимости от того, что произойдет раньше). Бачок наполняется до максимальной отметки, которая указана на его корпусе. После замены компонентов тормозной системы ее работоспособность следует проверить на небольшой скорости в режиме обычной эксплуатации.
К расходным материалам тормозной системы относятся тормозные жидкости различных типов, поршни и ремонтные комплекты суппортов, смазочные материалы для суппортов и тормозных колодок, тормозные шланги. Если элементы системы подверглись коррозии, могут потребоваться запчасти для ремонта тормозов, а также чистящие средства для обработки деталей.