Что делать, если не работает центральный замок
Автор: Андрей Гагарин
Установка сигнализации и централизованной блокировки замков станет надежным способом защиты машины от посягательств нежелательных лиц в том случае, если механические и электронные узлы работают безупречно. Повышенная влажность, холода, некачественные детали, неграмотный монтаж и еще масса других причин могут привести к серьезным неисправностям.
Рассмотрим, что делать, если перестал работать центральный замок, и как реанимировать систему.
- Как работает система
- Причины неполадок
- Замок работает нестабильно
- Частичный отказ
- Нет реакции на пульт
- ЦЗ не откликается на ключ
- Предохранитель
- Реле
- Проводка
- Аккумулятор
- Брелок
- Модуль управления
- Актуаторы
- Выводы
Как работает система
Оперативно выявить причину, почему перестал работать центральный замок, и качественно устранить поломку поможет знание основных конструктивных компонентов и алгоритма работы технической системы.
В общем виде схема ЦЗ состоит из следующих основных узлов:
- центральный модуль управления;
- входные датчики, которые являются источником данных для системы управления;
- актуаторы (исполнительные механизмы).
Под входными датчиками предполагаются концевики, которые помогают центральному ЭБУ (электронному блоку управления) проверить положение дверей, и микропереключатели, отвечающие за закрытие/открытие/фиксацию механизмов.
Важным элементом является еще один датчик, который определяет положение дверей относительно кузова и отправляет отчет на центральный ЭБУ. Поэтому, если они полностью не закрыты, центральный замок не работает на блокировку.
Команды актуаторам, ответственным за блокировку дверей/крышки багажника/лючка топливного бака/потолочного люка, поступают только когда датчики все проверили и «отчитались».
Алгоритм работы ЦЗ следующий:
- при повороте ключа в замке водительской двери «просыпается» микропроцессор, ответственный за блокировку;
- подается импульс на модуль управления дверью;
- сигнал поступает на центральный ЭБУ, главный модуль подает команды локальным электронным модулям и далее к исполнителям;
- все двери/крышки багажника/лючка одновременно закрываются;
- еще один поворот ключа приводит к обратному процессу.
Аналогичный алгоритм соблюдается и при выполнении задачи бесконтактным способом. Когда автовладелец нажимает на кнопку пульта, подается импульс на антенну, далее на основной ЭБУ и затем по цепочке к исполнительным механизмам. Цепочка достаточно сложная, поэтому когда сломался центральный замок, проводят проверку всех узлов.
В большинстве современных авто при центральной блокировке дверей задействованы узлы, управляющие стеклоподъемниками. Таким образом, одновременно закрываются двери и стекла. Снижает риск угона ТС установка системы двойной блокировки замка машины – невозможно будет открыть снаружи и изнутри.
На заметку.Современные системы, основанные на электрических приводах, отличаются большими эксплуатационными возможностями. Модели с вакуумными механизмами считаются устаревшими и сейчас уже не устанавливаются.
Причины неполадок
К самым частым причинам, из-за которых не работает центральный замок, относятся следующие:
- износ компонентов с течением времени;
- некорректная работа входных датчиков;
- поломка кнопок ручного управления стеклоподъемников и замков;
- физические повреждения приводов замков/стеклоподъемников являются распространенной причиной того, что центральный замок не работает на открывание;
- разрывы в электроцепях из-за коррозийных процессов и физических повреждений,
- сбои в электросхемах ЭБУ.
Количество конкретных участников рабочего процесса зависит от типа замка и модели автомашины. Поэтому перечень причин, почему перестал работать центральный замок, может быть гораздо шире. Рекомендуем обратиться к автоэлектрику для диагностики системы центрального замка.
Замок работает нестабильно
На нестабильность функционирования системы могут указывать следующие признаки:
- При нажатии на кнопку брелка замок не всегда срабатывает, требуется повторить это неоднократно.
- В дверцах без вмешательства человека запускаются механизмы блокировки/разблокировки.
- На импульсы ЭБУ реагируют не все элементы одновременно, например, не работает центральный замок пассажирской двери.
Важно:Когда плохо работает центральный замок, не надо ждать развития негативного сценария. Любые нарушения должны служить сигналом для полной проверки системы.
Частичный отказ
Если отсутствует реакция замка при попытке заблокировать двери с пульта, ситуация разрешается механическим нажатием нужных кнопок в салоне. У водителя появляется возможность снять блокировку с брелка, но вновь закрыть не получается. Иногда система функционирует только в тот момент, когда ключ вставлен в замок зажигания и повернут на две позиции. Водитель вынимает ключ, и система теряет способность реагировать на команды.
Если автомобиль закрывается только от ключа, а не от брелка, речь идет о частичном отказе, что является предвестником полной поломки. В данном случае, скорее всего, неполадки в электронной части.
Нет реакции на пульт
Когда стало понятно, что центральный замок не работает с брелка, следует сфокусировать внимание на коммуникаторе. Если причиной выступает разряженный источник электропитания, неполадка легко устранима. Сложнее исправить поломку, если возникли сбои в микропроцессоре управляющего устройства.
Оперативно решить задачу поможет банальная замена пульта. Когда неисправность кроется не в брелке, найти причину сложнее, и ремонт обойдется недешево. Ключ не способен запустить все функциональные возможности центрального замка, поэтому не следует затягивать с ремонтом.
ЦЗ не откликается на ключ
Когда не работает кнопка центрального замка, остается альтернативный метод попасть внутрь машины или закрыть ее от ключа. Если это не помогло, вероятно, в замке появилась физическая неисправность. Как вариант, можно попытаться открыть другую дверь машины. Рекомендуется всегда держать работоспособным брелок – он выручит, если не работает центральный замок с ключа.
Вероятные поломки и методы их устранения
Невозможно ответить на вопрос, что делать, если сломался центральный замок, пока не выяснен источник проблем. К ремонтным мероприятиям приступают, когда есть уверенность в своих знаниях и хотя бы небольшой опыт.
Предохранитель
Перед тем, как выполнять демонтаж системы, стоит сначала проверить предохранитель, ответственный за ЦЗ. Сделать это несложно. ТБ блок предохранителей обычно располагается под капотом или под приборной панелью рядом с рулем. Нужный элемент поможет отыскать руководство по эксплуатации авто.
Почему сгорает предохранитель:
- В цепи коротнуло. Сначала находят и устраняют источник поломки, потом меняют предохранитель, иначе и все последующие предохранители будут сгорать.
- Перегрузка в электроцепи. Чаще всего это следствие того, что моторчики актуаторов потребляют слишком много электроэнергии из-за затвердевшей смазки.
Чтобы найти проблемное место, потребуется последовательно отключать актуаторы от фишки с кабелями. Несмотря на то что предохранители относятся к дешевым расходникам, следует разобраться, по какой причине они сгорают.
Реле
Поломка реле является частой причиной того, что не срабатывает бесконтактная система ЦЗ. Чтобы проверить работоспособность устройства, его нужно найти. Возможные локации:
- в отдельном блоке вместе с другими реле и предохранителями;
- на отрезке электроцепи при выходе от блока управления.
Точное место нужно выяснить в руководстве по эксплуатации конкретной модели авто. Для диагностики тестером реле следует демонтировать. Если позволяют знания, можно снять корпус и проверить плату. Когда обнаружены подгоревшие контакты, восстановлению реле не подлежит, его просто меняют.
Можно провести эксперимент и после демонтажа попробовать замкнуть электроцепь напрямую. Если устройство не подает признаков жизни, его выкидывают и ставят новый элемент. Это быстрая и недорогая процедура. Чтобы правильно подобрать реле на замену, рекомендуется ориентироваться на технические характеристики оригинала.
Проводка
При активной эксплуатации автомобиля электропроводка между кузовом и дверью, даже пропущенная внутри эластичной гофры, иногда повреждается. В ситуации с открытой цепью в момент перегиба линии контакты замыкаются и замок функционирует. Устройство перестает срабатывать, когда контакты расходятся.
Что делать, если не работает центральный замок:
- Открыть дверцу машины и активировать кнопку закрытия с помощью отвертки или другого подручного инструмента. Замок должен среагировать закрытием двери.
- Далее следует нажать на концевой переключатель дверного проема, чтобы ЭБУ отреагировал на «ложное закрытие».
- При наличии сигнализации она включится и определит, что двери закрыты, сработает сирена.
- На брелке нажать кнопку включения/отключения. Когда замок сработает, открыть двери и вновь закрыть.
Если двери при проведенных манипуляциях не разблокировались, с помощью мультиметра надо найти место повреждения проводки. После обнаружения разрыва контакты восстанавливают, меняя поврежденные участки электроцепи, защищая ее изолентой и пропуская через гофру.
Проверку сложной электропроводки рекомендуется доверить профессиональным мастерам по этой части.
Аккумулятор
Не важно, в рабочем состоянии двигатель машины или нет, центральный замок не перестанет работать, пока клеммы питания подсоединены к рабочему аккумулятору. Разряженный АКБ приносит массу неприятностей, связанных с электрозависимыми узлами ТС.
Если не работает центральный замок на двери, следует зарядить аккумулятор. Когда подзарядить не получается, придется покупать новый аккумулятор.
Брелок
Когда система защиты не откликается на пульт, но нормально работает от ключа, вероятно, в девайсе негодная батарейка. После попадания под дождь может выйти из строя электронный чип. Если просушка ситуацию не исправила, пульт меняют. При поврежденных контактах есть шанс восстановить ключ от автомобиля. Потребуются минимальные познания по электротехнике и паяльник.
На заметку.Если от брелка не работает центральный замок багажника, вероятно, имеет место его механическая поломка.
Модуль управления
Когда замок не блокирует двери, возможны неполадки с управляющим блоком в дверце со стороны водителя. Как вариант, произошел сбой в ЭБУ транспортного средства. Для поиска причины нужно иметь соответствующий диагностический прибор и наглядные электрические схемы конкретной системы блокировки замков. Для пуска тока по цепи проворачивают ключ в замке водительской двери либо активируют кнопки пульта.
Актуаторы
В случае, если не работает центральный замок водительской двери, могут проявиться следующие поломки актуаторов:
- закисленные или физически поврежденные контакты;
- сгоревший электромоторчик;
- истирание, деформация шестерни редуктора;
- ухудшение тяги, отвечающей за срабатывание механизмов дверных замков.
Актуаторы демонтируют и проверяют, для этого придется снимать дверную обшивку. Возможно, в механизмы попала грязь или появилась ржавчина и потребуется всего лишь их механически очистить. Подобные действия выполняют и в ситуации, когда не работает центральный замок задних дверей.
В последнюю очередь проводится диагностика микроплаты на моторчике активатора и привода. Неисправные элементы необходимо заменить.
Выводы
Система централизованной блокировки – нужное защитное устройство, но достаточно сложное. Несмотря на то что почти на всех автомобилях центральный замок действует по одному алгоритму, расположение элементов и способы подключения различаются. Не всегда можно без специалиста понять, почему перестал работать центральный замок. Каждый компонент цепи важен – сбой на любом из участков приводит к потере работоспособности системы. Легкие проблемы, например замену предохранителя, можно выполнить самому. Более сложные манипуляции лучше доверить специалистам.