Диагностика проблем с системой зажигания автомобиля
Автор: Александр Сапронов
Система зажигания транспортного средства отвечает за образование искры, которая необходима для воспламенения топлива в цилиндрах ДВС. Во время ремонта автомобиля очень важно точно определить неисправность, чтобы понять, какая именно система нуждается в ремонте. Одна из наиболее распространенных неисправностей, которые можно встретить даже в новых автомобилях, – пропуск зажигания. Если ваш автомобиль стал работать хуже или расходует больше топлива, вам стоит обратить провести диагностику на предмет этой неисправности. Возможно, нарушен порядок зажигания цилиндров, либо причина кроется в другом. В данной статье будет рассказано, что такое сбой в системе зажигания, как его обнаружить и как провести диагностику.
Содержание:
Что такое пропуски зажигания
Зажигание – это процесс возгорания воздушно-топливной смеси в цилиндре двигателя, которое приводит в движение поршни. Пропуском зажигания называют ситуацию, когда по каким-либо причинам возгорание не происходит. В результате топливо сгорает не полностью и попадает в камеру сгорания, после чего через выпускной клапан выходит в систему выхлопа. Когда топливо находится в камере сгорания, оно напрямую контактирует с маслом, удаляя его со стенок цилиндра. Вследствие этого происходит недостаточное смазывание и ускоренный износ цилиндров и поршней двигателя. Если автомобиль оснащен катализатором, не очищенное от топлива вещество, попадая на его поверхность, значительно повышает его температуру, что может вызвать повреждение катализатора и не соответствует экологическим стандартам по выбросу бензина в атмосферу.
Как понять, что есть проблемы в системе зажигания
Когда в двигателе происходят пропуски зажигания, автомобиль начинает «троить», то есть двигатель работает нестабильно. ТС разгоняется неравномерно, и ему сложно набирать скорость. Также возникают вибрации, автомобиль теряет мощность, а на холостых оборотах может даже заглохнуть. Такие сбои ведут к некорректной работе двигателя, что, в свою очередь, может способствовать снижению частоты вращения коленчатого вала и, как результат, потере мощности. Рассмотрим подробнее, какие признаки указывают на проблему с системой зажигания.
Чек (Check Engine)
Это название датчика, который установлен практически во всех современных автомобилях. Он фиксирует, что двигатель функционирует с перебоями, и предупреждает об этом водителя. Датчик может периодически загораться, указывая на кратковременные сбои в работе двигателя, или же гореть все время, если вы ничего не предпринимаете для решения проблемы.
Пропуски зажигания на холостом ходу
Автомобиль может самопроизвольно остановиться, обороты могут колебаться вверх и вниз. На холостом ходу, например на светофоре, двигатель может заглохнуть, и водителю приходится поддерживать обороты, немного нажимая на педаль газа.
Вибрации
Автомобиль может начать дрожать из-за неровной работы двигателя вследствие выхода из строя одного или нескольких цилиндров. Сильные вибрации обычно ощущаются в кабине ТС во время разгона или при нахождении в стоящем автомобиле с работающим двигателем.
Изменение звука
Любые нехарактерные звуки при работе двигателя являются поводом для тревоги и требуют проверки ТС. Пропуски зажигания приводят к тому, что четырехцилиндровый автомобильный двигатель будет работать как трехцилиндровый. Кроме того, слышны хлопающие звуки из выхлопной трубы. Они происходят, когда катализатору наносится сильный ущерб, что происходит из-за неполного сжигания топлива. Для предотвращения ухудшения ситуации необходимо прекратить использование автомобиля с неполадками и провести ТО.
Причины пропусков зажигания
Проблема в топливной системе
Инжекторы могут засориться или забиться частицами. Двигатель начинает работать с перебоями на холостом ходу из-за этой проблемы, которая может исчезнуть после прогрева. Но не стоит игнорировать эту ситуацию – автомобиль требует проверки.
Низкая компрессия
Если инжекторы и свечи оказались в порядке, возможно, ваш автомобиль имеет проблемы с внутренними частями двигателя или демонстрирует низкую компрессию. Это может происходить из-за изношенного или неверно установленного ремня ГРМ, который вызывает низкое давление из-за неверных зазоров между механизмами или негерметичных гидравлических компенсаторов. Такая ситуация способна привести к сложностям при возгорании топлива.
Неисправные компоненты
Это могут быть провода высокого напряжения, свечи зажигания (одна из наиболее частых проблем), катушка. Например, изношенные свечи могут вызывать пропуски зажигания на холостом ходу и постоянную остановку двигателя.
Низкое качество топлива
Если вы по ошибке заправились низкокачественным бензином или топливо начало протекать, создавая низкое давление при заправке, это может вызвать проблемы с зажиганием. Проверьте регулятор давления топлива на рампе, устраните возможность подсоса воздуха или попадания воды в бензобак. Низкосортный бензин также может засорить инжекторы или вывести из строя свечи зажигания. Использование такого топлива чревато дорогостоящим ремонтом ТС.
Диагностика системы зажигания
При появлении любого из вышеуказанных признаков требуется диагностика. Проверка автомобиля с ЭБУ осуществляется с помощью автомобильного тестера (считывающего ошибки двигателя), который отображает коды ошибок. Блок управления может определить сбои зажигания по определенным показателям, например, по равномерности вращения коленвала, измеряемой датчиком.
Другой способ определения проблемы работает на автомобилях с индивидуальными катушками зажигания – если какая-то из катушек выходит из строя, это свидетельствует о пропуске зажигания в данном цилиндре.
Если машина не оборудована ЭБУ, нужно осмотреть цилиндры, свечи и высоковольтные провода. Возможно, нарушен порядок зажигания цилиндров. Как исправить подобную проблему, знают эксперты компании «ЛАТ».