Как подобрать и заменить моторное масло в автомобиле: советы для разных типов двигателей. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого

2023-05-05

ru-RU

ЛАТ

Обратный звонок
Как подобрать и заменить моторное масло в автомобиле
 

Как подобрать и заменить моторное масло в автомобиле

Как подобрать моторное масло для двигателя и какие марки лучше? Не стоит искать рейтинги масел в интернете – сначала нужно узнать, какое масло рекомендует производитель вашего автомобиля. Рейтинги масел не дадут вам однозначного ответа на этот вопрос, даже если их составляют независимые лаборатории. Результат тестирования сильно зависит от выбранных для сравнения товаров, методов тестирования и характеристик масел. Поэтому перед походом в автомагазин стоит внимательно изучить характеристики моторного масла, его маркировку и спецификации.

Логотип компании

Содержание:

  1. Функции моторного масла в ДВС
  2. Типы и свойства различных моторных масел
    1. Минеральное моторное масло
    2. Синтетическое масло
    3. Полусинтетическое масло
  3. Виды масел для автомобилей в зависимости от типа двигателя
    1. Масла для турбированных двигателей
    2. Универсальные моторные масла
  4. Маркировки: что означают буквы и цифры на упаковке масла
    1. Классификация масел по SAE
    2. Классификация API
    3. Классификация ACEA
    4. Классификация ILSAC
  5. Допуск масла
  6. Замена масла в авто: советы

Функции моторного масла в ДВС

Моторное масло в двигателе необходимо, прежде всего, для смазки движущихся частей. Оно создает пленку между поверхностями, уменьшая их износ и значительно продлевая срок службы двигателя. Однако у моторного масла есть и другие функции, о которых многие не знают:

  1. Охлаждает детали. Хотя у двигателя есть своя система охлаждения, масло также выполняет эту функцию, например, отводя значительную часть тепла от поршней.
  2. Удаляет продукты износа из зон трения. Хотя масляный фильтр задерживает часть этих частиц, некоторые остаются в масле.
  3. Поддерживает чистоту деталей двигателя, удаляя нагар, сажу и прочие продукты сгорания.
  4. Защищает детали двигателя от коррозии, поскольку воздух и едкие компоненты могут вызвать окисление металла, а масло предотвращает это.

Типы и свойства различных моторных масел

Современные масла в ДВС подразделяются на разные группы в зависимости от состава и назначения.

Минеральное моторное масло

Тип масла, получаемый путем прямой перегонки сырой нефти, обладает рядом преимуществ. Его главное достоинство – низкая стоимость, доступная для большинства автовладельцев. Также считается, что данный тип масла наиболее подходит для старых или проблемных двигателей, так как образует достаточно толстую маслянистую пленку на поверхности деталей.

Однако у минерального масла имеются и недостатки. Основной из них – высокая зависимость от температуры окружающей среды. На морозе масло быстро загустевает и становится труднотекучим, а в жаркую погоду, наоборот, чересчур разжижается и теряет свои смазывающие свойства. Кроме того, основные компоненты минерального масла обеспечивают хорошую смазку для деталей, но для других функций масла, таких как очистка, охлаждение и предотвращение коррозии, необходимы специальные добавки, которые называют присадками. Этим маслам требуется большое количество таких присадок, которые, к сожалению, они удерживают хуже, чем масла других типов. В результате минеральное масло быстро утрачивает свои свойства, и отработанные присадки начинают оседать на стенках двигателя, засоряя фильтры и каналы системы смазки, что отрицательно сказывается на качестве смазки и охлаждения.

Синтетическое масло

Этот тип моторного масла изготовлен на основе, получаемой не из сырой нефти, а из ее сложных производных или из природного газа. На упаковке такой продукции можно найти слова «Synthetic» или «Fully Synthetic».

Синтетическое масло имеет ряд преимуществ, основные из них – сохранение свойств при высоких температурах и поддержание вязкости в приемлемых пределах даже при низких температурах. Такое масло надежно защищает двигатель от износа, предотвращая образование вредных отложений и очищая внутренние поверхности камеры сгорания. Однако его стоимость существенно выше, чем у минерального масла.

Полусинтетическое масло

Этот тип обозначается термином Semi-Synthetic и представляет собой смесь масел двух первых типов, причем доля минерального составляет около 70–80 % объема. Даже небольшая доля синтетического масла помогает присадкам работать лучше и стабильнее. И, конечно, эти масла дешевле синтетических. Такой вариант является лучшим, если только у вас не очень старый автомобиль, в котором уплотнения не рассчитаны на работу с синтетическим маслом.

Виды масел для автомобилей в зависимости от типа двигателя

Выбор масла для различных типов двигателей также зависит от многих факторов и свойств моторного масла. Например, процессы, происходящие в дизельных и бензиновых двигателях, различаются, поэтому масла для них нужны разные.

Моторные масла для дизельных ДВС контактируют с большим количеством сажи и кислот, образующихся при сгорании дизельного топлива. В связи с этим они содержат большее количество моющих присадок. Именно поэтому в дизельных двигателях масло рекомендуют менять чаще, чем в бензиновых. Большинство современных дизелей имеют сажевые фильтры, которые способны выйти из строя при минимальном количестве масла в двигателе.

Масел для бензиновых двигателей в России существует множество, они могут иметь как низкую кинематическую вязкость (для новых двигателей), так и высокую (для старых ДВС)

Важно также принимать во внимание температурный режим.

Масла для турбированных двигателей

Представляют собой, как правило, дорогую синтетику, которая способна сохранять свои свойства при высоких температурах и нагрузках. В этих двигателях масло также используется для охлаждения подшипников очень горячего турбокомпрессора, который вращается на высокой скорости, а также для снижения нагрузок на поршни, шатуны и коленчатый вал. Характеристики моторного масла отвечают высоким требованиям.

Универсальные моторные масла

Подходят как для дизельных, так и для бензиновых ДВС, как правило, предназначены для использования в низкофорсированных двигателях.

Как узнать, какое масло лить в двигатель? Лучше всего использовать то же масло, которое было залито изначально. Если вы не можете найти такое же, попробуйте выбрать масло того же производителя и на той же основе (минеральное или синтетическое). Если и этого сделать не получается, можно использовать масло любого другого производителя с примерно такой же вязкостью. Долив около 5–10 % от общего объема не должен сильно повлиять на свойства уже залитого масла. Однако если пришлось долить больше, то лучше заменить получившуюся смесь при первой возможности.

Маркировки: что означают буквы и цифры на упаковке масла

Чтобы определить, к какому типу относится моторное масло, представленное на полке магазина, необходимо знать, как читать его маркировку. На этикетке содержится информация о его составе и свойствах, а также маркировка в соответствии с международными стандартами, что позволяет легко идентифицировать масло, независимо от того, было ли оно произведено в Германии, Корее или России.

Классификация масел по SAE

Характеризует основной параметр любого масла – его вязкость. Масло для автомобильного двигателя имеет маркировку типа 10W-40, где первое число обозначает вязкость при низких температурах (W – Winter), а второе – при высоких. Низкая вязкость масла облегчает запуск двигателя в холодную погоду, тогда как высокая вязкость при высокой температуре необходима для поддержания масляного клина при больших нагрузках.

Классификация API

Первая буква в маркировке обозначает назначение: S – масло для бензиновых двигателей, C – для дизельных. Следующие буквы и цифры в индексе содержат информацию о классе масла, который определяется на основе набора требований к его свойствам, включая степень окисления, зольность (количество твердых продуктов сгорания), смазочные свойства и пр.

Масла для бензиновых двигателей

Аббревиатура Расшифровка
SM Увеличенные функции для энергосбережения и низкотемпературные характеристики
SN Экономичное топливо с низкой долей фосфора
SN+ (SN Plus) Дополнительная защита от детонации на низких оборотах
SP С защитой турбокомпрессоров, энергосберегающее

Масла для дизелей

Аббревиатура Расшифровка
CJ-4 Для моторов Euro-5 и Euro-6, оснащенных сажевым фильтром
CK-4 (PC-11A) Для высокооборотных ДВС, в том числе старых, с долей серы в топливе 0,0015–0,05 %
FA-4 (PC-11B) Масла с малой вязкостью для современных моделей ДВС, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,0015%

Универсальные масла имеют двойные обозначения, к примеру, API CG-4 / SH.

Классификация ACEA

Стандарт разделяет масла на три категории и двенадцать классов:

  • A/B – для бензиновых (A) и дизельных (B) двигателей легковых автомобилей, автобусов и микроавтобусов: A1/B1 (устарело), A3/B3, A3/B4, A5/B5;
  • C – для бензиновых и дизельных двигателей с катализаторами отработавших газов: C1, C2, C3, C4, C5;
  • E – для тяжелых дизельных двигателей: E4, E6, E7, E9.

Иногда на бутылке указывается год внедрения данного класса. Он указывается в конце через дефис, например A5/B5-12. В отличие от API, числа здесь не указывают на качество масла, а представляют собой комплекс требований к нему, который ужесточается каждые несколько лет.

Классификация ILSAC

Создана Международным комитетом по стандартизации и сертификации смазочных материалов (консорциумом нескольких американских и азиатских производственных компаний). ILSAC задумывался как упрощенная международная система классификации, но в европейских странах обычно используется система ACEA. Поэтому обозначения ILSAC главным образом можно увидеть на упаковках масел, произведенных в Азии и Америке.

Система ILSAC во многом схожа с API, однако предъявляемые к маслам требования в ней несколько ниже. К примеру, сроки проведения испытаний масел в данной системе короче.

Допуск масла

Производители автомобилей могут устанавливать свои собственные требования к маслам, которые могут не учитываться при классификации по международным стандартам. Если масло удовлетворяет этим требованиям, то говорят, что оно имеет допуск производителя. Такие масла являются наиболее подходящими для двигателей автомобилей. Обычно производители рекомендуют конкретные марки для каждого двигателя.

Существуют различные виды допусков в зависимости от типа двигателя и его особенностей (включая дату производства). Допуски могут быть найдены на сайте производителя или в руководстве по обслуживанию.

Замена масла в авто: советы

Какое заливать масло в двигатель

При выборе масла необходимо учитывать его характеристики и соответствие рекомендациям производителя, прежде всего требованиям к классам масел.

Идеальный алгоритм выбора масла может выглядеть следующим образом:

  1. Определение того, какие масла рекомендуются для данного автомобиля. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации или на официальных сайтах производителей.
  2. Выбор оптимального варианта с учетом климатических условий. Например, для регионов с холодным климатом можно выбрать масло с минимальной вязкостью.
  3. Определение производителя масла. На онлайн-площадках можно легко сравнить цены от разных производителей.
  4. Желательно сделать покупку в известном сетевом магазине или у официального представителя выбранного производителя.

Когда нужно менять масло?

Оптимальная частота замены масла обычно указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля, однако она может зависеть от условий работы двигателя. Важно также учитывать и температурный режим масла. Если автомобиль используется в условиях частых пробок, коротких поездок, частых запусков при отрицательных температурах или буксировки тяжелых грузов, масло следует менять чаще.

В среднем для бензинового двигателя рекомендуется производить замену масла каждые 15 000 километров, но рекомендуется сократить интервал замены до 10 000 километров. Для дизельных двигателей интервал замены масла еще меньше – около 7 000 километров.



20 марта 2024
Вернуться к списку

Читайте также