Почему дымит двигатель машины. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.

2023-05-05

ru-RU

ЛАТ

Почему дымит двигатель машины: причины и порядок устранения
 

Почему дымит двигатель машины

Если вы заметили, что на холодную из выхлопной трубы идет дым, то нужно искать причину в моторе. Даже современные автомобили подвержены подобным отклонениям. Решить эту проблему можно самостоятельно при наличии определенного уровня навыков.

Логотип компании

Содержание:

  1. Бензиновый мотор дымит на холодную: причины и порядок устранения
    1. Проблема с маслосъемными колпачками
    2. Залегание поршневых колец
    3. Неверный подбор моторного масла
    4. Выхлопная труба все время наполняется конденсатом
    5. Некорректная работа датчиков
    6. Капитальный ремонт
  2. Факторы, влияющие на износ дисков
  3. Почему износ происходит не одинаково?

Многие автовладельцы замечают: при первом запуске, особенно в холодное время года, из выхлопной трубы появляется густой дым. Иногда это нормальный конденсат, а иногда — симптом серьёзной неисправности. Умение отличить одно от другого поможет избежать дорогостоящего ремонта.

Разберёмся, какие бывают причины задымления при холодном запуске, чем они грозят и как определить источник проблемы.

В таблице ниже — основные сценарии и наиболее вероятные причины.

Ситуация Возможные причины

Дымит сразу после запуска, но потом прекращается

  • износ маслосъёмных колпачков;
  • залегание колец;
  • неподходящее масло;
  • засорённые фильтры.

Белый дым

  • конденсат (норма, быстро исчезает);
  • попадание антифриза в цилиндры (если длится и есть характерный запах).

Синий или сизый дым

  • масло в камере сгорания (через кольца или колпачки).

Чёрный дым

  • переобогащённая смесь, проблемы с форсунками/датчиками;
  • для дизеля — неисправные свечи накала.

Дизель сильно дымит только на холодную

  • износ форсунок, свечей накала;
  • проблемы вентиляции картерных газов;
  • некачественное/несезонное топливо.

Бензиновый мотор дымит на холодную: причины и порядок устранения

Если речь идёт о бензиновом двигателе, дым на холодную чаще всего связан с маслосъёмом, качеством топлива или нарушением соотношения воздух–топливо.

Цвет и характер дыма помогают отдиагностировать проблему: синий/сизый — масло, чёрный — переобогащение, белый — конденсат или ОЖ. Ниже — ключевые частные случаи.

Проблема с маслосъемными колпачками

Колпачки препятствуют попаданию масла в камеру сгорания через направляющие клапанов. Со временем резина теряет эластичность — на холодную масло подтекает в цилиндры и при запуске сгорает, создавая синий дым. После прогрева зазоры уменьшаются — задымление исчезает.

  • Признаки: дым только при первом запуске, исчезает через несколько минут, растёт расход масла.
  • Что делать: заменить маслосъёмные колпачки (операция сравнительно недорогая, при опыте выполняется самостоятельно).

Небольшое разовое поддымливание возможно после длительного простоя — часть масла стекает в цилиндры и сгорает при первом пуске.

image3.png

Залегание поршневых колец

Кольца теряют подвижность и не обеспечивают плотного прилегания к стенкам цилиндров. В камеру попадает масло — появляется синий/сизый дым, особенно на холодную.

  • Причины: низкое качество масла, нагар/грязь в цилиндрах, длительная эксплуатация на неподходящем топливе.
  • Что делать: измерить компрессию; попробовать раскоксовку присадками; при отсутствии эффекта — разборка и ремонт.

Постоянные белые клубы могут указывать не на кольца, а на попадание антифриза (прокладка ГБЦ, трещины) — тут потребуется отдельная проверка системы охлаждения.

image4.png

Неверный подбор моторного масла

Слишком жидкое масло для изношенного двигателя легко утекает через увеличенные зазоры, особенно на холодную, пока мотор не прогрелся.

  • Что делать: перейти на масло с более высокой вязкостью, ориентируясь на допуски производителя и пробег.
  • Следить за состоянием и качеством масляного фильтра.
  • Если после замены масла мотор начал дымить — проверьте качество продукта, вернитесь к проверенному бренду/вязкости.
image1.png

Выхлопная труба все время наполняется конденсатом

Белый пар, быстро исчезающий после пуска, — конденсат в выпускной системе. В холодную/влажную погоду его больше, и это нормально: по мере прогрева вода испаряется.

Если белый «дым» долго не уходит и есть сладковатый запах — вероятно, в цилиндры попадает антифриз (прокладка ГБЦ, трещина, негерметичность системы).

Некорректная работа датчиков

Чёрный дым на холодную — признак переобогащённой смеси: некорректные данные датчиков (ДТОЖ, ДМРВ), подсос воздуха, подтекание форсунок, забитый воздушный фильтр. ЭБУ «льёт» топлива больше нормы — при прогреве ситуация часто выравнивается.

  • Проверьте/замените датчики (ДТОЖ, ДМРВ), перечистите или замените воздушный фильтр.
  • Оцените форсунки и их герметичность, выполните диагностику ЭБУ.

Капитальный ремонт

После замены колец, колпачков или клапанов возможен временный дым на холодную — детали притираются. Если симптом быстро уменьшается — это допустимо.

image5.png

Дизельный двигатель дымит на холодную

Дизельные моторы чувствительнее к условиям запуска. Кратковременный дым в мороз — норма, но регулярные густые клубы требуют диагностики.

  1. Вентиляция картерных газов не справляется — масло подсасывается в цилиндры и сгорает с топливом. Характерен синий дым, особенно при оборотах; после прогрева уменьшается. image7.png
  2. Неисправные свечи накала — топливо воспламеняется плохо, появляется чёрный/сизый дым. Начните диагностику с проверки/замены свечей.
  3. Износ/засор форсунок — распыл нарушен, смесь не догорает: чёрный дым, троение на холодную. Помогает проверка на стенде и чистка/ремонт.
  4. Несезонное/некачественное топливо, вода в топливе — загустевание, забитые фильтры, неустойчивый запуск и задымление.

Как действовать, если автомобиль дымит на холодную

Если после простоя мотор заметно дымит, действуйте по шагам:

  1. Оцените цвет и запах дыма: белый и быстро исчезает — конденсат; белый со сладким запахом — ОЖ; синий/сизый — масло; чёрный — переобогащение.
  2. Проверьте уровни масла и охлаждающей жидкости. Быстрое падение — тревожный сигнал. image6.png
  3. Сопоставьте с пробегом и состоянием: при большом пробеге выше риск износа ЦПГ и колпачков.
  4. Проведите диагностику: компрессия, состояние свечей, датчиков, фильтров, расшифровка ошибок ЭБУ.
  5. Присадки используйте только как временную меру (раскоксовка и пр.) — они не лечат механику.
  6. Если причина неочевидна или устранить не удалось — обращайтесь в СТО: ранняя диагностика дешевле капитального ремонта.

Если все вышеописанные методы не помогли решить проблему, то лучшим решением будет обратиться к опытным специалистам на станции техобслуживания.



14 июня 2023
Вернуться к списку

Читайте также