Проверка датчиков двигателя
Автор: Андрей Гагарин
Хотя на современном автомобиле находится множество сенсоров, проверка датчиков двигателя проводится примерно одинаковыми методами. Исправность датчиков определяется в основном при помощи измерения показателей напряжения на выходе устройства, а также сопротивления схемы. Потребуется мультиметр. Но большая часть устройств может проверяться дополнительными методами.
- Датчик массового расхода воздуха
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик детонации
- Датчик кислорода
- Датчик положения коленчатого вала
- Датчик скорости
- Датчик положения распределительного вала
- Датчик антиблокировочной системы
- Датчик Холла
- Датчик давления масла
- Датчик давления топлива
- Датчик абсолютного давления воздуха
- Датчик фаз
- Датчик температуры всасываемого воздуха
В этой статье мы рассмотрим основные датчики двигателя и способы определения их работоспособности.
Датчик массового расхода воздуха
ДМРВ – сенсор, измеряющий, сколько воздуха потребляет мотор. Устройство простое, неисправности ДМРВ – явление редкое, однако они случаются, тогда сенсор передает искаженную информацию.
Достаточно завышения показателя объема воздуха на 10–20%, чтобы двигатель начал работать неустойчиво. Холостой ход становится нестабильным, двигатель заводится с трудом, «захлебывается». Если передаются заниженные данные, то ДВС теряет мощность, трудно разгоняется, увеличивается потребление горючего.
Нормальная работа датчика напрямую зависит от его чистоты. При забитом воздушном фильтре в сенсор могут попадать пыль, грязь, мусор, капельки влаги. Любой мусор влияет на показания, искажая их, порой очень значительно. Поэтому важно следить за состоянием фильтра, вовремя его менять.
Также мусор может попадать в датчик при установке на автомобиле фильтра нулевого сопротивления. Особенно опасно, если воздушный фильтр вообще отсутствует.
Установленным на ДМРВ электронным блоком нельзя манипулировать, подстраивая значения. Из-за этого тюнинг двигателя, оборудованный датчиком воздуха, для увеличения его мощности, провести невозможно. Показания сенсора будут некорректны,так как он не рассчитан на увеличенный объем воздуха, используемого ДВС.
Сенсор проверяется измерением мультиметром генерируемого устройством постоянного напряжения тока.
Датчик положения дроссельной заслонки
Задача устройства – фиксировать положение, в котором находится заслонка дросселя. Ее положение зависит от степени нажатия педали газа. Датчик заслонки располагается на дросселе. Также он может находиться на оси с заслонкой.
Если на автомобиле датчик заслонки установлен оригинальный, проблем с ним обычно не возникает. К сожалению, нередко «родную» деталь в процессе жизни машины меняют на дешевую подделку. Такая запчасть долго не прослужит, но, что гораздо хуже, может «врать». В результате мотор теряет в мощности, увеличивает потребление топлива.
Если датчик положения дроссельной заслонки хотя бы частично вышел из строя, то машина начинает нечетко реагировать на нажатие педали акселератора. Обороты двигателя изменяются произвольно, происходят «провалы» мощности, несмотря на выжатую педаль.
Из-за того, что информация о том, на какой угол повернуты дроссельные заслонки, идет с искажениями, двигатель плохо регулируется со стороны водителя, живет «своей жизнью».
Хотя ДПДЗ – надежное устройство, повредить его можно во время мойки двигателя, если на устройство попадет мощная струя воды. Иногда струя высокого давления даже срывает сенсор с места крепления. Поэтому при мойке двигателя следует соблюдать осторожность.
Для проверки работоспособности достаточно мультиметра. Устройство должно выдавать постоянное напряжение со значением около 5 В. Если сенсор вышел из строя, то починить его не получится. Эта деталь просто меняется на новую.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Назначение устройства – фиксировать уровень температуры в контуре охлаждения ДВС. Эти данные ЭБУ двигателя использует для корректировки обогащения ТВС, поступающей в цилиндры. Чем сильнее разогрет мотор, тем бедней смесь и наоборот Датчик температуры охлаждающей жидкости обычно монтируют на патрубок, находящийся рядом с ГБС.Основа сенсора – термистор, то есть изменяющий под воздействием температуры свое сопротивление резистор. Чем меньше температура, тем выше становится напряжение из-за низкого сопротивления резистора. Когда антифриз нагревается, сопротивление резистора повышается, выходное напряжение также становится меньше.
Признаки неисправных датчиков:
- горячий двигатель плохо запускается;
- повышается потребление топлива;
- вентилятор охлаждения включается на холодном двигателе;
- несмотря на разогретый двигатель, вентилятор не запускается.
Неисправность температурного датчика – явление редкое из-за его надежности. Обычно она проявляется из-за длительной работы или при механическом повреждении. В этом случае исчезает контакт внутри датчика.
Деталь проверяется по изменению напряжения при его нагреве. Для проверки сенсор можно снять или оставить на двигателе. Починка невозможна, запчасть только меняется.
Датчик детонации
Есть 2 вида устройств: широкополосного и резонансного типа. Особенность резонансного типа в том, что такой датчик детонации улавливает звук в узком диапазоне, характерном для детонирующей топливной смеси. Эта конструкция устарела, встретить ее можно только на старых моделях авто.
Широкополосному датчику детонации присущ расширенный диапазон регистрируемых частот. Он фиксирует звуковые волны с частотами 6–15 000 Гц. Сенсор подает сигнал на ЭБУ, который решает, есть детонация, или информация ложная.
Если детонация происходит, то блок управления меняет угол зажигания, чтобы детонация не повторялась.
Основные симптомы неисправности устройства:
- увеличение потребления топлива;
- обороты двигателя становятся нестабильными;
- ухудшаются динамические характеристики авто.
Для проверки применяют 2 метода:
- осциллографом проверяют режим работы сенсора;
- мультиметром замеряют показатели напряжения и сопротивления.
Датчик кислорода
Устройство также называется лямбда-зондом. Его задача – определение доли кислорода в выхлопе двигателя. Датчик кислорода монтируют на выхлопной трубе или неподалеку от катализатора.
ЭБУ по информации исправных датчиков определяет насыщение ТВС воздухом, не позволяя смеси слишком обогащаться или обедняться. Симптомом поломки служит увеличившаяся «прожорливость» двигателя.
Лямбда-зонд осматривается и проверяется мультиметром.
Датчик положения коленчатого вала
ДПКВ – важнейший сенсор двигателя. На коленчатый вал устанавливается специальный диск. Датчик положения коленчатого вала отслеживает частоту вращения коленчатого вала, что позволяет ЭБУ синхронизировать подачу горючего из форсунок и работу свечей.
Неисправности ДПКВ ведет к рассинхронизации систем мотора. Он теряет разгонные характеристики или вообще перестает работать. На части моделей при неработающем сенсоре частота вращения коленвала ограничивается до 3000–5000 оборотов в минуту. Об аварийной ситуации сигнализирует транспарант Check Engine на приборной панели.
Проверка датчиков двигателя сводится к замеру индуктивности. Также нужно проверить сопротивление. Лучше всего снять осциллограмму.
Датчик скорости
Цель сенсора – определять частоту вращения валов. По поступающим сигналам ЭБУ определяет скорость автомобиля. Датчик скорости устанавливается на КПП. В машинах с АКПП устройство помогает вовремя переключаться на другую скорость.
Выдаваемый сигнал имеет напряжение в виде импульсов с напряжением 1–5 В, частота сигнала пропорциональна частоте количеству оборотов колес.
Устройство надежное, но иногда внутри происходит окисление электрических контактов, или изнашивается шестеренка. Лучший метод проверки – снятие осциллограммы.
Датчик положения распределительного вала
ДПРВ служит для считывания угла положения распредвала. Сенсорное устройство, как и ДПКВ, считывает информацию по положению диска синхронизации.
Устройство нужно для фазированного управления форсунками на инжекторных двигателях. Оно позволяет подавать топливо не в две сразу, а только в одну камеру сгорания, что снижает потребление топлива.
Сенсор находится на торце блока цилиндров, если мотор 8-клапанный, или рядом с первым цилиндром на головке – если двигатель 16-клапанный.
При выходе из строя ЭБУ может включать лампочку Check Engine и переводить мотор в аварийный режим. Для проверки датчика положения распределительного вала воспользуйтесь осциллографом или мультиметром.
Датчик антиблокировочной системы
Требуется для нормальной работы системы АБС. Датчик антиблокировочной системы располагается на каждом из колес и измеряет скорость их вращения. Обычно выходят из строя провода, подходящие к устройству, сам сенсор весьма надежен. ЭБУ, не получая сигнал, выводит сигнал Check Engine и отключает АБС.
Проверить датчик можно осциллографом. Если его нет – мультиметром измеряются сопротивление и выходное напряжение.
Датчик Холла
Датчиком Холла используется эффект Холла. Используются эти устройства в системах зажигания, а также в АБС, тормозной системе, для работы тахометра, определения скорости коленвала. В сенсоре нет контактной группы, он подает на свечу напряжение в 30 кВ, что вдвое больше, чем в других системах.
Если датчик вышел из строя, об этом свидетельствуют проблемы с двигателем:
- сложность запуска;
- глохнет при движении;
- неустойчивость на холостом ходу;
- подергивания автомобиля на высоких оборотах.
Основная проверка – при помощи осциллографа, но есть и другие способы.
Датчик давления масла
Современные устройства электронного типа. Датчик давления масла находится рядом с масляным фильтром.
Загорающаяся лампочка давления масла может свидетельствовать о неисправности сенсора. Устранять такую проблему нужно как можно быстрее, потому что давление действительно может быть низким.
Для проверки устройство снимают с автомобиля и проверяют мультиметром. Также понадобится воздушный компрессор для создания давления.
Датчик давления топлива
Устройство необходимо для того, чтобы блок управления мог определить, сколько топлива подается в камеры сгорания. Датчик давления топлива состоит из мембраны, выполненной из металла, и терморезисторов. Уровень сигнала зависит от степени изгиба мембраны. Он колеблется в пределах 0–80 мВ.
Если сигнал не поступает, ЭБУ выводит предупреждение Check Engine, переходя на аварийный режим. При этом растет потребление топлива, и ухудшаются показатели мощности двигателя.
Датчик абсолютного давления воздуха
Устройство представляет собой диафрагму с 4 наклеенными на нее резисторами. При растягивании или сжимании диафрагмы изменяется выходной сигнал сенсора. Благодаря датчику абсолютного ДВ ЭБУ устанавливает угол опережения зажигания и регулирует подачу топлива.
Датчик абсолютного давления воздуха обычно монтируется на впускном патрубке. Поломка устройства приводит к потере динамики, росту потребления топлива, нестабильной работе на холостых оборотах.
Для проверки потребуются мультиметр и шприц.
Датчик фаз
В работе устройства используется эффект Холла. Благодаря датчику фаз фиксируется момент, когда первый цилиндр находится в верхней мертвой точке. Блоком управления на основе знания фаз устанавливается точная подача топлива в каждый из цилиндров. Если датчик фаз неисправен, то ЭБУ включает предупреждение Check Engine и переходит на нефазированный впрыск топлива.
Двигатель при работе троит, теряет мощность и динамику. На таком режиме самое разумное – ехать в автоцентр.
Датчик температуры всасываемого воздуха
ДТВВ – один из температурных датчиков двигателя. Но измеряет он не состояние охлаждающей жидкости, а температуру поступающего в мотор воздуха. Датчик температуры всасываемого воздуха обычно стоит на воздушном фильтре или сразу за ним. Иногда он совмещается с сенсором объема поступающего воздуха.
Устройство нужно для точного регулирования состава топливно-воздушной смеси. При выходе его из строя двигатель теряет мощность, динамику, обороты становятся нестабильными. Увеличивается расход горючего, особенно в холодное время года, запуск мотора становится затрудненным.
Проверка проводится мультиметром. Неисправное устройство можно заменить или починить. Часто достаточно произвести его очистку для возвращения работоспособности.
Основные датчики двигателя проверяются на исправность достаточно просто. Это можно сделать при помощи мультиметра и осциллографа. Но для точной диагностики неисправности лучше обращаться в автоцентр.