Регулировка ручного тормоза
Автор: Александр Сапронов
Стояночный тормоз играет важную роль в обеспечении безопасности во время движения. Он помогает транспортному средству сохранять свое местоположение при парковке на наклонной поверхности. Однако если ручник нуждается в настройке, стабильность транспортного средства может быть нарушена. Восполнить минусы тормозной системы автомобилей с механической коробкой можно, используя первую передачу. В случае с машинами, оснащенными автоматом, сделать это труднее, поскольку режим “Паркинг” отличается своей ненадежностью. Кроме того, при отсутствии исправно функционирующего ручного тормоза будет крайне затруднительно начать движение на подъёме.
- Особенности устройства ручника
- В каких ситуациях необходима регулировка?
- Возможные факторы выхода ручного тормоза из строя
- Проверка стояночного тормоза
- Регулирование ручного тормоза
- Как подтянуть ручник?
- Регулировка колодок ручника
Особенности устройства ручника
Первая в истории автомобилестроения система стояночного тормоза основана на механическом принципе. Внутри машины находится рычаг, соединенный с тормозными механизмами задних колес через структуру регулировочных винтов. При активации этой рукоятки происходит натяжение переднего троса, передающееся на задние, что приводит к разъединению тормозных накладок в барабанных системах или перемещению суппортов в дисковых комплексах. Благодаря этому процессу транспортное средство сохраняет неподвижность до того момента, когда управляющий транспортным средством отключит блокирование, нажав на переключатель рычага. После этого натяжка тросов снижается, и колодки перестают препятствовать движению.
В современных условиях имеют место и прочие типы стояночных тормозов. В гидравлической конструкции функцию троса реализует жидкое вещество в тонких трубках. Рычаг приводит в движение поршень гидроцилиндра, и эта субстанция воздействует на тормозные колодки или суппорты. Электронный стояночный тормоз функционирует с участием электродвигателя. При активации переключателя он контролирует тросик, а когда начинается движение, автоматически отключает автомобиль от тормозной системы.
Изображение от freepikВ каких ситуациях необходима регулировка?
В соответствии с Правилами дорожного движения РФ (ПДД), исправный стояночный тормоз обязан обеспечивать удержание транспортного средства на поверхности с уклоном до двадцати трех процентов при пустом салоне и багажнике. Однако из-за воздействия веса эффективность фиксации снижается. В исправном состоянии автомобиль не скатывается при парковке на склоне с углом в шестнадцать градусов (для грузовых транспортных средств допустимое значение этого параметра составляет тридцать один градус).
Ручной тормоз быстро приходит в негодность в случае, когда владелец не помнит о необходимости опускать рычаг перед началом движения. Если машина не сохраняет неподвижное положение на ручном тормозе, это указывает на то, что система приближается к концу своего срока службы, и необходимо незамедлительно произвести настройку. Она становится необходимой в следующих ситуациях:
- смена тормозных колодок;
- смена троса стояночного тормоза;
- установка колесных дисков или регулировочных компонентов;
- увеличение числа щелчков ручника до восьми и больше.
Рекомендуется провести диагностику, если обнаружены признаки поломки ручного тормоза. Увеличенный свободный ход рычага, который обязан удерживать машину в неподвижном состоянии на втором или третьем щелчке, является характерным признаком проблемы. Если ручник не поднимается, поломка также очевидна.
Возможные факторы выхода ручного тормоза из строя
Повреждения ручного тормоза связаны с механическими факторами, такими как ослабление регулировочного механизма и растяжение тросов. Эксперименты показывают, что при приложении силы в пятьсот килограмм к тросу с площадью сечения в десять квадратных миллиметров и длиной в пятьдесят метров, он растягивается на сто двадцать два миллиметра. В системе стояночного тормоза используются недлинные приводы, но и их растяжение может достигать трех-четырех миллиметров. Среди возможных оснований неисправностей можно выделить износ накладок и плохой контакт с диском по причине крупных зазоров.
Время от времени необходимо менять тормозные накладки и регулировать трос. Эти процедуры можно выполнить в гараже. Однако если трос подвергся коррозии и перестал функционировать, следует залить трансмиссионное масло в пространство между ним и оболочкой. Затем потребуется восстановить работоспособность привода.
Гидравлическим стояночным тормозам особенно свойственны повреждения резиновых шлангов, сальников и трубок. Даже легкий удар о бордюр может привести к повреждению металлической трубки и утечке жидкости, что сделает систему неработоспособной.
Типичные проблемы электронных стояночных тормозов включают в себя поломки электродвигателей, измерителей и других компонентов компьютерного комплекса управления.
Проверка стояночного тормоза
Мы рекомендуем тестировать состояние стояночного тормоза не реже одного раза в тридцать дней или после каждых тридцати тысяч километров пробега. Существует два способа самостоятельной диагностики:
- Поставьте автомобиль на ручник, затем активируйте первую передачу и попытайтесь двинуться. Когда колеса вращаются свободно, это указывает на проблему. Двигатель обязан остановить свою работу.
- Найдите местность с уклоном около шестнадцати процентов, припаркуйте автомобиль на ней и поднимите ручник. Если машина не откатывается, он функционирует нормально. В иных ситуациях потребуется регулировка.
Водителям, предпочитающим доскональный подход к выявлению неисправностей, мы предлагаем усовершенствовать второй метод. Обычно подыскать подходящий уклон бывает затруднительно, в связи с этим рекомендуем создать простое сооружение - самодельную эстакаду из досок и столбов. Удостоверьтесь, что ее покрытие ровное, используя строительный уровень.
Такой испытательный полигон подходит практически для всех негрузовых автомобилей. Просто въезжайте на него и активируйте стояночный тормоз. В случае, когда транспортное средство не двигается назад, ручник - в норме, и следующая проверка может быть проведена через 30 тысяч километров. В обратной ситуации необходимо отрегулировать стояночный тормоз.
Регулирование ручного тормоза
Грамотно настроить стояночный тормоз помогут следующие рекомендации:
- Изучите конструкцию ручника вашей машины, чтобы определить местоположение регулировочных гаек. Как правило, они находятся в приводе ручного тормоза, в точках сопряжения передних и задних тросов, а также в устройстве разведения тормозных накладок.
- Затяните гайку рядом с рычагом. Чаще всего для устранения нестабильности на склонах этого достаточно.
- Установите домкрат, чтобы поднять одно из задних колёс. Разместите противооткатные упоры под передними колёсами и, если у вас механическая коробка, переключите передачу на первую ступень. У машины с автоматом переведите селектор в положение “P”.
- Ослабьте болты на одном колесе с помощью баллонного ключа и поднимите его домкратом, убедившись, что под гидравлическим оборудованием есть надёжная опора. Если работаете на неасфальтированной поверхности, поместите под основание панель из дерева.
- Чтобы избежать риска перетяжки тросика, ведущей к тому, что при движении колодки будут соприкасаться с диском или барабаном, поверните колесо и определите момент, когда нужно прекратить закручивать регулировочные узлы. Этот шаг не является обязательным.
Как подтянуть ручник?
Настройка натяжения регулятора обычно осуществляется у основания рычага. С этой целью, как правило, необходимо демонтировать обшивку и пластиковые элементы, расположенные вблизи стояночного тормоза, чтобы получить доступ к механизму. Если используются два троса, они соединяются с помощью уравнительной металлической пластины.
Рекомендуется в первую очередь протестировать натяжение вручную, активируя переключатель рычага и отмечая число щелчков. Если их больше шести или семи, проблема - серьезная и требующая внимания. Затем следует ослабить контргайку и закрутить гайку натяжителя по часовой стрелке до достижения минимального свободного хода троса.
Чтобы проверить результат, требуется потянуть рычаг. Он обязан надёжно закрепляться на втором или третьем щелчке. Если этого не происходит, дополнительно закручивайте гайку. В завершение процедуры зафиксируйте соединение с применением контргайки, чтобы предотвратить расшатывание основного крепления из-за вибрации.
Регулировка колодок ручника
Процесс настройки положения колодок включает в себя выполнение следующих действий:
- Переместите селектор коробки передач в нейтральное положение, чтобы освободить трансмиссию.
- Проверьте вращение вывешенного колеса. Если оно с легкостью и без шума вращается по оси, колодки - в норме. В обратной ситуации слегка ослабьте гайку регулятора свободного хода рядом с ручником.
- Снимите колесо, чтобы получить доступ к регулятору (большинство барабанных тормозов оснащены зубчатым колесом, которое отвечает за настройку положения колодок).
- Удалите резиновую заглушку с поверхности регулятора и получите отверстие. Вставьте в него плоскую отвёртку и вращайте зубцы до зацепления барабана с накладками. Затем слегка отпустите механизм регулировки.
- Чтобы убедиться в правильности настройки, активируйте ручной тормоз и попробуйте повернуть прикрепленное колесо. Оно не должно вращаться даже при максимальном усилии.
- Снимите автомобиль с домкрата и совершите попытку начать движение на ручнике. Если мотор глохнет, а автомобиль остается в неподвижном положении, это означает, что настройка выполнена правильно.
Самостоятельная регулировка свободного хода привода стояночного тормоза вполне возможна, но связана с рядом сложностей, поэтому лучше всего обратиться за помощью к профессионалам.