Стартер щелкает, но не крутит. Причины почему стартер не крутит двигатель и как завести машину. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.

2023-05-05

ru-RU

ЛАТ

Стартер щелкает, но не крутит и машина не заводится
 

Стартер щелкает, но не крутит и машина не заводится

Автор: Андрей Гагарин

Для запуска двигателя внутреннего сгорания необходим начальный момент — проворачивание коленчатого вала. Именно с этого и начинается вся работа мотора. Если все системы исправны, нескольких оборотов коленвала вполне достаточно, чтобы силовой агрегат уверенно заработал. За эти обороты отвечает стартер — мощный электродвигатель с втягивающим механизмом и муфтой, который кратковременно соединяется с маховиком двигателя и приводит его во вращение. Но когда стартер выходит из строя, запустить мотор становится невозможно. Именно поэтому так важно понимать, почему стартер не крутит двигатель, как это диагностировать и какие шаги предпринять, прежде чем прибегать к сложному и дорогостоящему ремонту.

Логотип компании
Содержание:

  1. Как понять, что виновен стартер
  2. Немного теории: что такое электростартер
  3. Что проверить, если стартер не крутит
  • Полезные советы
  • Как понять, что виновен стартер

    Важно понимать: сам факт того, что двигатель не заводится, ещё не означает неисправность стартера. Существует множество косвенных признаков, по которым можно судить о состоянии этой системы. Например, щелкает втягивающее реле, но двигатель не прокручивается. Или наоборот — полная тишина при повороте ключа. Это может быть связано не только с электромотором, но и с проводкой, аккумулятором, контактной группой, цепью управления или даже с механикой самого двигателя.

    Наиболее частые признаки, указывающие именно на проблемы со стартером:

    • Втягивающее реле срабатывает (слышен щелчок), но сам стартер не вращается.
    • Отсутствие каких-либо звуков — ни щелчков, ни вращения.
    • Периодическое срабатывание: то запускается, то нет.
    • Сильное падение напряжения при попытке запуска.
    • Визуально клеммы чистые, но пуск невозможен.

    Также важно учитывать косвенные факторы: например, если стартер перестал крутить после дождя, мороза или на горячем моторе — это уже наводит на определённые мысли о типичной неисправности.

    Немного теории: что такое электростартер

    Электростартер — это мощный электродвигатель постоянного тока, установленный на двигателе автомобиля. Его основная задача — кратковременно соединиться с венцом маховика и провернуть коленчатый вал двигателя до момента самостоятельного запуска.

    Состоит из:

    • Электродвигателя с якорем и обмотками.
    • Втягивающего реле — для подачи питания и механического выдвижения шестерни.
    • Обгонной муфты и бендикса — для безопасного соединения с маховиком.
    • Корпуса и крепежных элементов.

    После запуска двигателя стартер автоматически отсоединяется — муфта "отпускает" зацеп, и электромотор отключается. Это важно, чтобы избежать обратной передачи вращения от работающего двигателя к стартеру, что может привести к его повреждению.

    Что проверить, если стартер не крутит

    Диагностику следует начинать с самых простых элементов: проверка аккумулятора, клемм, реле, проводки. Лишь убедившись, что внешние причины исключены, переходят к проверке самого стартера и его внутренних компонентов.

    1. Аккумуляторная батарея (АКБ)

    Самая банальная, но и самая частая причина. Если АКБ разряжен, стартер может не крутить вовсе или выдавать короткие попытки (щёлкнет — и тишина). Иногда втягивающее срабатывает, но мощности не хватает на вращение мотора.

    Проверка:

    • Попробуйте включить ближний свет или звуковой сигнал. Если свет резко тускнеет или сигнал слабый — АКБ разряжен.
    • Проверьте напряжение мультиметром — менее 12.2 В уже считается разряженным.
    • Очистите клеммы от окислов, особенно в мороз. Даже тонкий налёт может нарушить контакт.

    Если АКБ разряжен — поставьте на зарядку. Зарядка должна идти не менее 8–10 часов. Если не помогает — проверьте, не сульфатированы ли пластины или не потерян ли один из элементов батареи.

    Совет: после нескольких безуспешных попыток запуска не продолжайте «крутить» стартер — это только усугубит проблему, разрядит АКБ в ноль и перегреет стартер

    2. Не включается втягивающее реле

    Втягивающее реле — ключевой элемент, который не только выдвигает шестерню бендикса, но и замыкает силовые контакты, подающие ток на стартер. Если оно не работает — электродвигатель стартера не запустится.

    Возможные причины:

    • Обрыв провода, идущего на реле.
    • Отсутствие сигнала с замка зажигания.
    • Перегорание внутренней обмотки реле.
    • Слабый контакт на плюсовой клемме.

    Диагностика:

    • Подайте "+" напрямую с АКБ на управляющий контакт втягивающего — если сработает, реле исправно.
    • Измерьте сопротивление обмотки — если обрыв, реле неисправно.

    Решение: заменить втягивающее реле либо зачистить клеммы, подтянуть гайки, проверить подводящий провод.

    3. Подгорели контакты втягивающего реле

    Характерный симптом — слышен щелчок, но стартер не крутит. Это значит, что якорь втягивается, но силовые контакты, подающие ток, не замыкаются или замыкаются слабо.

    Это может быть:

    • Подгар контактов из-за искрения.
    • Ослабление пружин.
    • Перегрев и деформация поверхности.

    Иногда проблема проявляется нерегулярно: то работает, то нет. В таких случаях налицо износ.

    Что делать:

    • Разобрать реле и зачистить контакты.
    • При сильном износе — заменить контакты или всё реле в сборе.

    4. Плохой контакт в замке зажигания

    Контактная группа замка — важный элемент, который подаёт питание на реле стартера. Если её контакты выгорели, окислились или ослабли — стартер просто не получит команды.

    Признаки:

    • Стартер не крутит с ключа, но крутит при подаче питания напрямую.
    • После поворота ключа тишина, даже без щелчков.

    Что делать:

    • Разобрать замок и проверить контактную группу.
    • Временно использовать кнопку «старт» или напрямую подавать сигнал через дополнительное реле.

    5. Неисправности цепи управления

    Современные авто оснащены множеством систем блокировки запуска:

    К числу таких устройств относятся:

    • Датчик нейтрали (на автомате) или сцепления.
    • Иммобилайзер.
    • Реле и предохранители цепи стартера.
    • Блоки сигнализации и автозапуска.

    Даже незначительная ошибка (например, не до конца выжата педаль сцепления) может не дать команду на запуск. Также стоит проверить все реле и предохранители, особенно если есть щиток под капотом.

    6. Отклеились магниты

    В стартере с постоянными магнитами (вместо обмотки возбуждения) они приклеены к корпусу. Если магнит отклеился:

    • Он может заклинить якорь.
    • Стартер будет гудеть, но не вращаться.
    • Возможен перегрев и искрение.

    В этом случае стартер разбирают, очищают, фиксируют магниты повторно (или меняют корпус).

    7. Износ втулок или подшипников

    Со временем оси стартера разбиваются, и якорь начинает цеплять корпус, заклинивать, искрить. Часто появляются:

    • Скрежет при запуске.
    • Вибрации.
    • Стартер «тянет», но слабо.

    Это сигнал, что требуется замена втулок, подшипников, смазка и проверка биения якоря.

    8. Неисправность щеточного узла

    Щетки обеспечивают контакт с якорем. Их износ — частая причина отказа. Особенно это проявляется:

    • На горячую (тепловое расширение ухудшает контакт).
    • После долгого простоя.
    • При слабом заряде АКБ.

    Проверка:

    • Замер напряжения на стартере при попытке запуска.
    • Демонтаж щеток, проверка длины, пружин, износа коллектора.

    Решение — замена щёток и зачистка коллектора.

    9. Замыкание обмоток статора или ротора

    Если витки замкнулись между собой, ток идёт в обход и мотор не работает. Могут наблюдаться:

    • Сильный нагрев при попытке запуска.
    • Дым, запах горелого.
    • Мгновенное падение напряжения.

    Проверка:

    • Прозвонка мультиметром.
    • Диагностика под нагрузкой.
    • Замена или перемотка обмотки.

    10. Заклинила обгонная муфта

    Шестерня стартера должна входить в зацеп и возвращаться. Если муфта заклинила:

    • Шестерня не выходит или не возвращается.
    • Стартер гудит, но не прокручивает двигатель.
    • Слышен "визг", пробуксовка.

    Проверка требует снятия стартера. Зачастую помогает замена муфты или очистка механизма.

    11. Сломаны зубья бендикса или венца маховика

    Если бендикс не входит в зацеп:

    • Стартер "крутит вхолостую".
    • Слышен характерный визг.
    • После запуска — скрежет и удары.

    Поломка зубьев — результат неправильной эксплуатации: включение стартера при работающем двигателе или износ от времени.

    Решение:

    • Замена бендикса.
    • При сильном износе маховика — демонтаж, замена венца или всего маховика.

    Полезные советы

    • Не «крутите» стартер дольше 5 секунд подряд — перегреете обмотки.
    • После 2–3 неудачных попыток — делайте паузу и проверяйте напряжение АКБ.
    • Перед зимой — проверьте состояние стартера, заряд АКБ, зачистите клеммы.
    • Если машина не заводится — не паникуйте. Сначала проверьте очевидное: заряд, клеммы, реле.
    • В дороге держите с собой провода для «прикуривания», мультиметр и ключи для демонтажа стартера.

    Теперь у вас есть полный гайд по диагностике проблем со стартером — от простых до скрытых. Такой подход поможет быстро определить причину неисправности, сэкономить время, деньги и нервы, а главное — не остаться без машины в самый неподходящий момент.



    14 июня 2025
    Вернуться к списку

    Читайте также