Стартер щелкает, но не крутит. Причины почему стартер не крутит двигатель и как завести машину. Наши статьи. ⚠ Закажите ближайший эвакуатор или услуги технической помощи дешево и быстро — Звоните сейчас! Служба эвакуации ЛАТ: Быстро, безопасно и недорого.

2023-05-05

ru-RU

ЛАТ

Стартер щелкает, но не крутит и машина не заводится
 

Стартер щелкает, но не крутит и машина не заводится

Автор: Андрей Гагарин

Для запуска двигателя внутреннего сгорания необходим начальный момент — проворачивание коленчатого вала. Именно с этого и начинается вся работа мотора. Если все системы исправны, нескольких оборотов коленвала вполне достаточно, чтобы силовой агрегат уверенно заработал. За эти обороты отвечает стартер — мощный электродвигатель с втягивающим механизмом и муфтой, который кратковременно соединяется с маховиком двигателя и приводит его во вращение. Но когда стартер выходит из строя, запустить мотор становится невозможно. Именно поэтому так важно понимать, почему стартер не крутит двигатель, как это диагностировать и какие шаги предпринять, прежде чем прибегать к сложному и дорогостоящему ремонту.

Логотип компании
Содержание:

  1. Как понять, что виновен стартер
  2. Немного теории: что такое электростартер
  3. Что проверить, если стартер не крутит
  4. Полезные советы

Как понять, что виновен стартер

Важно понимать: сам факт того, что двигатель не заводится, ещё не означает неисправность стартера. Существует множество косвенных признаков, по которым можно судить о состоянии этой системы. Например, щелкает втягивающее реле, но двигатель не прокручивается. Или наоборот — полная тишина при повороте ключа. Это может быть связано не только с электромотором, но и с проводкой, аккумулятором, контактной группой, цепью управления или даже с механикой самого двигателя.

Наиболее частые признаки, указывающие именно на проблемы со стартером:

  • Втягивающее реле срабатывает (слышен щелчок), но сам стартер не вращается.
  • Отсутствие каких-либо звуков — ни щелчков, ни вращения.
  • Периодическое срабатывание: то запускается, то нет.
  • Сильное падение напряжения при попытке запуска.
  • Визуально клеммы чистые, но пуск невозможен.

Также важно учитывать косвенные факторы: например, если стартер перестал крутить после дождя, мороза или на горячем моторе — это уже наводит на определённые мысли о типичной неисправности.

Немного теории: что такое электростартер

Электростартер — это мощный электродвигатель постоянного тока, установленный на двигателе автомобиля. Его основная задача — кратковременно соединиться с венцом маховика и провернуть коленчатый вал двигателя до момента самостоятельного запуска.

Состоит из:

  • Электродвигателя с якорем и обмотками.
  • Втягивающего реле — для подачи питания и механического выдвижения шестерни.
  • Обгонной муфты и бендикса — для безопасного соединения с маховиком.
  • Корпуса и крепежных элементов.

После запуска двигателя стартер автоматически отсоединяется — муфта "отпускает" зацеп, и электромотор отключается. Это важно, чтобы избежать обратной передачи вращения от работающего двигателя к стартеру, что может привести к его повреждению.

Что проверить, если стартер не крутит

Диагностику следует начинать с самых простых элементов: проверка аккумулятора, клемм, реле, проводки. Лишь убедившись, что внешние причины исключены, переходят к проверке самого стартера и его внутренних компонентов.

1. Аккумуляторная батарея (АКБ)

Самая банальная, но и самая частая причина. Если АКБ разряжен, стартер может не крутить вовсе или выдавать короткие попытки (щёлкнет — и тишина). Иногда втягивающее срабатывает, но мощности не хватает на вращение мотора.

Проверка:

  • Попробуйте включить ближний свет или звуковой сигнал. Если свет резко тускнеет или сигнал слабый — АКБ разряжен.
  • Проверьте напряжение мультиметром — менее 12.2 В уже считается разряженным.
  • Очистите клеммы от окислов, особенно в мороз. Даже тонкий налёт может нарушить контакт.

Если АКБ разряжен — поставьте на зарядку. Зарядка должна идти не менее 8–10 часов. Если не помогает — проверьте, не сульфатированы ли пластины или не потерян ли один из элементов батареи.

Совет: после нескольких безуспешных попыток запуска не продолжайте «крутить» стартер — это только усугубит проблему, разрядит АКБ в ноль и перегреет стартер

2. Не включается втягивающее реле

Втягивающее реле — ключевой элемент, который не только выдвигает шестерню бендикса, но и замыкает силовые контакты, подающие ток на стартер. Если оно не работает — электродвигатель стартера не запустится.

Возможные причины:

  • Обрыв провода, идущего на реле.
  • Отсутствие сигнала с замка зажигания.
  • Перегорание внутренней обмотки реле.
  • Слабый контакт на плюсовой клемме.

Диагностика:

  • Подайте "+" напрямую с АКБ на управляющий контакт втягивающего — если сработает, реле исправно.
  • Измерьте сопротивление обмотки — если обрыв, реле неисправно.

Решение: заменить втягивающее реле либо зачистить клеммы, подтянуть гайки, проверить подводящий провод.

3. Подгорели контакты втягивающего реле

Характерный симптом — слышен щелчок, но стартер не крутит. Это значит, что якорь втягивается, но силовые контакты, подающие ток, не замыкаются или замыкаются слабо.

Это может быть:

  • Подгар контактов из-за искрения.
  • Ослабление пружин.
  • Перегрев и деформация поверхности.

Иногда проблема проявляется нерегулярно: то работает, то нет. В таких случаях налицо износ.

Что делать:

  • Разобрать реле и зачистить контакты.
  • При сильном износе — заменить контакты или всё реле в сборе.

4. Плохой контакт в замке зажигания

Контактная группа замка — важный элемент, который подаёт питание на реле стартера. Если её контакты выгорели, окислились или ослабли — стартер просто не получит команды.

Признаки:

  • Стартер не крутит с ключа, но крутит при подаче питания напрямую.
  • После поворота ключа тишина, даже без щелчков.

Что делать:

  • Разобрать замок и проверить контактную группу.
  • Временно использовать кнопку «старт» или напрямую подавать сигнал через дополнительное реле.

5. Неисправности цепи управления

Современные авто оснащены множеством систем блокировки запуска:

К числу таких устройств относятся:

  • Датчик нейтрали (на автомате) или сцепления.
  • Иммобилайзер.
  • Реле и предохранители цепи стартера.
  • Блоки сигнализации и автозапуска.

Даже незначительная ошибка (например, не до конца выжата педаль сцепления) может не дать команду на запуск. Также стоит проверить все реле и предохранители, особенно если есть щиток под капотом.

6. Отклеились магниты

В стартере с постоянными магнитами (вместо обмотки возбуждения) они приклеены к корпусу. Если магнит отклеился:

  • Он может заклинить якорь.
  • Стартер будет гудеть, но не вращаться.
  • Возможен перегрев и искрение.

В этом случае стартер разбирают, очищают, фиксируют магниты повторно (или меняют корпус).

7. Износ втулок или подшипников

Со временем оси стартера разбиваются, и якорь начинает цеплять корпус, заклинивать, искрить. Часто появляются:

  • Скрежет при запуске.
  • Вибрации.
  • Стартер «тянет», но слабо.

Это сигнал, что требуется замена втулок, подшипников, смазка и проверка биения якоря.

8. Неисправность щеточного узла

Щетки обеспечивают контакт с якорем. Их износ — частая причина отказа. Особенно это проявляется:

  • На горячую (тепловое расширение ухудшает контакт).
  • После долгого простоя.
  • При слабом заряде АКБ.

Проверка:

  • Замер напряжения на стартере при попытке запуска.
  • Демонтаж щеток, проверка длины, пружин, износа коллектора.

Решение — замена щёток и зачистка коллектора.

9. Замыкание обмоток статора или ротора

Если витки замкнулись между собой, ток идёт в обход и мотор не работает. Могут наблюдаться:

  • Сильный нагрев при попытке запуска.
  • Дым, запах горелого.
  • Мгновенное падение напряжения.

Проверка:

  • Прозвонка мультиметром.
  • Диагностика под нагрузкой.
  • Замена или перемотка обмотки.

10. Заклинила обгонная муфта

Шестерня стартера должна входить в зацеп и возвращаться. Если муфта заклинила:

  • Шестерня не выходит или не возвращается.
  • Стартер гудит, но не прокручивает двигатель.
  • Слышен "визг", пробуксовка.

Проверка требует снятия стартера. Зачастую помогает замена муфты или очистка механизма.

11. Сломаны зубья бендикса или венца маховика

Если бендикс не входит в зацеп:

  • Стартер "крутит вхолостую".
  • Слышен характерный визг.
  • После запуска — скрежет и удары.

Поломка зубьев — результат неправильной эксплуатации: включение стартера при работающем двигателе или износ от времени.

Решение:

  • Замена бендикса.
  • При сильном износе маховика — демонтаж, замена венца или всего маховика.

Полезные советы

  • Не «крутите» стартер дольше 5 секунд подряд — перегреете обмотки.
  • После 2–3 неудачных попыток — делайте паузу и проверяйте напряжение АКБ.
  • Перед зимой — проверьте состояние стартера, заряд АКБ, зачистите клеммы.
  • Если машина не заводится — не паникуйте. Сначала проверьте очевидное: заряд, клеммы, реле.
  • В дороге держите с собой провода для «прикуривания», мультиметр и ключи для демонтажа стартера.

Теперь у вас есть полный гайд по диагностике проблем со стартером — от простых до скрытых. Такой подход поможет быстро определить причину неисправности, сэкономить время, деньги и нервы, а главное — не остаться без машины в самый неподходящий момент.



14 июня 2025
Вернуться к списку

Читайте также