Замена и ремонт автомобильных аккумуляторов
Автор: Александр Сапронов
Автомобильный аккумулятор важен не только для того, чтобы заводить мотор, но и чтобы поддерживать функционирование всей электроники. Тем не менее, его эффективность со временем снижается. В данной статье эксперт расскажет, сколько времени аккумулятор может служить, как избежать его преждевременного износа и узнать его текущее состояние.
Содержание:
- Из чего состоит АКБ
- Виды АКБ
- Срок службы АКБ
- Причины и показатели ухудшения состояния
- Методы проверки аккумулятора
- Профилактические меры для поддержки работы аккумулятора
Из чего состоит АКБ
Чтобы определить срок службы автомобильного аккумулятора, следует разобрать его состав и понять, как он функционирует. Подавляющее большинство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания оснащены свинцово-кислотными аккумуляторами, состоящими:
- из корпуса из пластика;
- крышки;
- пластин отрицательного и положительного зарядов;
- перемычек для соединения отсеков;
- электролита;
- изоляторов;
- клемм положительного и отрицательного зарядов;
- пробки для заливки.
Свинцово-кислотному аккумулятору автомобиля присуще наличие емкостей, наполненных электролитом, где расположены пластины – аноды и катоды. Если электрический ток проходит через эти пластины, возникает химическая реакция с образованием новых соединений. Это позволяет зарядить аккумулятор.
При подключении к аккумулятору потребителя (скажем, стартера) происходит обратный химический процесс – батарея становится источником тока. Срок службы батареи зависит от числа циклов заряд-разряд.
Виды АКБ
Типы автомобильных аккумуляторов:
- Сурьмянистые. Представляют собой стандартные аккумуляторы с пластинами из свинцово-сурьмянистого сплава.
- Малосурьмянистые. Являются усовершенствованными, с пониженным содержанием сурьмы.
- Кальциевые. Основаны на свинцово-кальциевом составе.
- Гибридные. Сочетают в себе достоинства кальциевых и малосурьмянистых.
- Гелевые. Заполнены специальным гелевым электролитом.
- AGM-аккумуляторы. Содержат электролит, впитывающийся в стекловолоконный слой.
- EFB-аккумуляторы. Обладают высокой устойчивостью к циклической нагрузке.
- Щелочные. Содержат щелочной электролит и служат в основном в качестве дополнительных источников питания.
Срок службы АКБ
Даже если автомобилем не пользоваться, аккумулятор все равно стареет. Неверно думать, что если ездить на автомобиле только на дачу по выходным, аккумулятор будет долго служить.
На срок службы устройства влияет множество факторов:
- качество изготовления;
- условия эксплуатации;
- частота зарядки и разрядки;
- температура окружающей среды.
В среднем АКБ служат около 5 лет при условии правильной эксплуатации и исправно работающей электрической системе автомобиля.
Срок службы автомобильного аккумулятора также зависит от его типа: сурьмянистые доживают до 4 лет, малосурьмянистые и гибридные – до 5, кальциевые и EFB – до 6, AGM – до 10, гелевые – до 15.
Причины и показатели ухудшения состояния
Выясним, что может повлечь за собой сокращение срока службы автомобильного аккумулятора. О возможных неполадках могут свидетельствовать следующие проявления.
- быстрое истощение заряда;
- недостаточный уровень напряжения после подзарядки;
- деформация корпуса;
- видимые трещины и следы подтекания;
- изменение цвета электролита;
- отложения на клеммах.
Если вы обнаружили такие признаки, вероятно, с АКБ действительно возникли проблемы. В этом случае обычно уже поздно принимать меры. Но можно сделать выводы, чтобы избежать проблем с новым аккумулятором. Основные причины быстрого износа:
- Глубокая разрядка приводит к отслоению пластин и помутнению электролита, что особенно вредно для кальциевых аккумуляторов.
- Нерегулярная зарядка, характерная для автомобилей со множеством электронных устройств, не дает устройству полностью заряжаться и приводит к потере его максимальной емкости.
- Повышенное напряжение, противоположное проблеме нерегулярной зарядки, также вызывает уменьшение удельной емкости из-за проблем с зарядным устройством или бортовой системой.
- Процесс сульфатации – появление на пластинах аккумулятора кристаллов сульфата свинца. Со временем они покрывают пластины, уменьшая их емкость.
- Короткое замыкание, возникающее из-за заводского брака, может вызвать дополнительные проблемы.
- Влияние погоды: в жару электролит испаряется, а в холод разделяется на слои и замерзает, в результате чего пластины перестают контактировать с ним и повреждаются.
Чтобы продлить срок службы аккумулятора, нужно поддерживать работоспособность электрической системы автомобиля. Но как определить, когда требуется принять меры?
В большинстве современных автомобильных аккумуляторов нет доступа к электролитным материалам, поэтому проверить их состояние нельзя. Однако можно использовать индикатор в корпусе – он находится в небольшой выемке и может быть разных цветов:
- зеленый означает полную исправность и нормальный уровень заряда;
- белый – чрезмерный заряд;
- черный – глубокий разряд.
Методы проверки аккумулятора
Проверить АКБ можно с помощью нагрузочной вилки, которая включает в себя:
- вольтметр;
- два зажима – красного и черного цвета (некоторые модели оснащены только плюсовым зажимом);
- провод;
- резистор.
Важно проводить проверку при температуре не ниже 15°C. В противном случае вольтметр будет показывать некорректные данные. Оптимальная температура – 20–25°C.
Алгоритм:
- подключить черный зажим к отрицательному полюсу, а красный – к положительному;
- создать нагрузку в диапазоне 100–200 А, соответствующую нагрузке при пуске двигателя.
Полностью заряженный аккумулятор должен показывать напряжение в пределах 10,0–10,2 В. Если показания меньше 9 В, требуется зарядка аккумулятора.
Если ваш аккумулятор относится к обслуживаемому или частично обслуживаемому типу, необходимо проверить уровень и состояние электролита. Поскольку большинство батарей содержат серную кислоту, следует соблюдать осторожность, чтобы не получить серьёзных ожогов.
С помощью специальной стеклянной трубки с делениями можно определить уровень электролита. Для этого необходимо:
- Опустить трубку до самого дна аккумулятора через заливное отверстие, зажав пальцем тот конец, который остался снаружи.
- Затем вытащить трубку. Количество оставшейся в ней жидкости равно уровню электролита в аккумуляторе. Нормальным считается показатель в диапазоне от 10 до 12 мм. Эту операцию необходимо провести в каждом отсеке аккумулятора.
- Ареометром можно измерить плотность электролита. С его помощью через заливное отверстие набирается электролит, после чего ареометр аккуратно опускается в колбу с ним. При полностью заряженном аккумуляторе прибор должен показывать значения в диапазоне от 1,27 до 1,30 г/куб.см.
Мультиметр позволяет измерить различные параметры электрической системы автомобиля, но для наших целей нужно знать уровень напряжения. Последовательность действий такова:
- Отсоединить аккумулятор от любых подключенных к нему устройств.
- Настроить мультиметр на измерение напряжения.
- Подключить черный щуп мультиметра к отрицательной клемме аккумулятора, а красный – к положительной.
- Если мультиметр показывает значение около 12,5 В, аккумулятор полностью заряжен и готов к работе. Если напряжение ниже 12 В, аккумулятор необходимо срочно зарядить.
Профилактические меры для поддержки работы аккумулятора
Чтобы аккумулятор служил долго и без проблем, нужно соблюдать несколько правил:
- Не допускайте полного разряда аккумулятора. Если батарея разрядилась, например, из-за неудачного запуска двигателя в мороз, ее нужно как можно скорее зарядить.
- Не подключайте к бортовой электросети устройства с высоким потреблением энергии, такие как лебедки, аудиосистемы с усилителем. Перед подключением убедитесь, что аккумулятор и генератор могут справиться с такой нагрузкой.
- Следите за исправностью бортовой электросистемы. Аккумулятор должен работать в нормальном режиме: и недозаряд, и переразряд могут повредить ему.
- Если у вас обслуживаемая АКБ, регулярно проверяйте уровень и плотность электролита. Рекомендуется проводить эту процедуру хотя бы раз в год, лучше всего летом, когда риск испарения электролита выше.